Учим малышей считать в игре
Как развить математическое мышление крохи? Играть! В играх ребенок «ощущает» цифры.
1. Создать игровую ситуацию, в которой ребенок будет взаимодействовать с предметами, выполнять математические операции.
2. Использовать наглядность в математических играх.
Ошибки родителей
Родители часто допускают в занятиях с малышами типичные ошибки:- Пересчет предметов. Недостаточно просто посчитать предметы. Это может привести к «зазубриванию» цифр, на практике же ребенок не сможет справиться с простейшими математическими задачами. Пересчет можно использовать как дополнение к играм, не более того.
- Сложные задания, использование большого количества цифр. В занятиях двигайтесь от простого к сложному, не стремитесь освоить все и сразу. Сначала учите счету в пределах трех, потом пяти, потом десяти.
- Обучение без создания игровой ситуации, счет на листе бумаги. Эти способы можно применять с детьми после трех. Малыши познают мир через взаимодействие с предметами, игру. Предметы, нарисованные на бумаге, это нечто абстрактное, оценить их количество сложно.
- Сортировка по нескольким признакам (форма, цвет, размер). Множество задач запутает ребенка. Следуйте принципу: 1 игра – 1 задача.
Понятие парности
С чего начать занятия с малышами? С формирования понятия «парности»:- положите на ладошки крохи по яблоку («На этой ладошке яблоко, и на этой! 2 яблока у Маши!);
- похлопайте отдельно каждой ладошкой по поверхности;
- обведите ладошки/стопы на листе бумаги;
- посчитайте у кукол ручки, ножки, глазки (обратите внимание, что носик один, а глаза – два и пр.).
- развесьте при помощи прищепок носочки;
Варианты игр
- Играйте с пальчиками, считайте их. Прячьте пальцы, закрывая рукой. Для ребенка это будет сродни фокусу: «Ух ты! Пальчики пропали? Сколько осталось пальчиков? Два».
- Разбрасывайте по полу предметы, просите кроху их собрать в емкость. В таких играх он научится вычленять единичное из множества, заметит, что количество предметов на полу убывает, а в миске возрастает.
- Перевозите предметы на машинке (кладем и перевозим в кузове 1 кубик, затем еще один, еще один).
- Угощайте животных. Дети с радостью кормят кукол и игрушечных животных.
Ребенку 1,5-2 лет достаточно освоить понятия «много», «мало», «ничего нет», «столько же», «больше-меньше», научиться счету в пределах 1-3.
Когда он будет свободно считать в пределах трех, переходите к счету до 5, с 3 лет – до 10.
Цифровые записи лучше начинать осваивать ближе к 3 годам.
Вводим математические понятия
«Взаимно однозначное соответствие»
1. Устройте чаепитие. Соорудите стол. Усадите гостей на стулья (большие кубики). Каждому гостю раздайте по чашке и блюдцу. Чтобы выполнить действие, малышу нужно оценить количество присутствующих.2. Спрячьте троих зайчат от волка. Для этого нужно построить три домика. Можно раздать материалы для строительства только двух домиков (кубики и пирамиды), а затем спросить, всем ли зайчатам хватило домиков? Малыш увидит, что одному зайке домика не хватило, значит, нужно помочь бедняжке и построить еще один.
Понятие «столько же»
2. Перед ужином просите ребенка разложить столовые приборы, например, ложки. «Папе дадим ложку, маме дадим ложку, и малышу дадим. Вот так! Каждому дали по одной ложке!»
Понятия «больше-меньше»
2. В повседневной жизни привлекайте кроху к раздаче угощений для членов семьи «Папа у нас самый большой, ему дадим 3 конфеты, маме дадим 2, а тебе – 1».
Понятие «ноль»
Угостите игрушечных друзей лакомствами и изобразите, как они их поочередно и с аппетитом поедают. Малыши обожают подобные игры. «Мишка съел ягодку, еще одну, еще одну. Ой, ничего не осталось! Ноль ягод»/«У меня есть конфета. Я тебя ею угощаю. На, держи. У меня теперь нет конфеты. Ноль конфет».«Сложение и вычитание»
Вот такие математические задачки можно проигрывать ежедневно, используя разные игрушки.2. «Машинка везет на стройку 3 кубика, чтобы построить трехэтажный дом. Один кубик выпал. Сколько осталось?»
3. «Мишка косолапый решил собрать в лесу много ягод. Он нашел 2 красных ягодки, 1 синюю, 1 желтую. Ой, как много ягод он собрал. 1,2,3,4!» (считаем общее количество)
«Состав числа»
Возьмите 3 предмета и покажите, как их можно по-разному распределить между игрушками:- у кого-то будет больше;
- у всех будет поровну
- всё достанется одному.
(состав числа 3= 2+1/3+0/1+1+1)
«Математические ряды»
Математические ряды наглядно показывают, где предметов больше, а где – меньше.«Ежики собрали в лесу грибочки на зиму. Давай посмотрим, кто собрал больше». Выкладываем грибочки в ряд и сравниваем длину математических рядов: «Грибочков больше там, где ряд длиннее». Проговаривайте все математические действия вслух! Сначала ребенок будет наблюдать, совершать ошибки. Только после многократного повторения одних и тех же действий, придет понимание.
«Репка»
«Три поросенка»
«Три медведя»
Увлекательные математические игры станут прочным фундаментом развития математических способностей и помогут научиться считать осмысленно!