Осенние игры для развития речи детей
Дети по своей натуре очень любознательны, они, как губки, впитывают полученную от взрослого информацию. Природа и ее различные явления – это обширная тема, которая никогда не наскучит малышу, ведь каждое новое знание позволяет ему пополнить сведения об окружающем мире.
Вот на смену жаре пришла прохлада, начались дожди, листья поменяли цвет и начали осыпаться, в лесу выросли грибы, животные принялись делать запасы на зиму – все это неимоверно интересно крохе. Так удовлетворите его познавательную активность! Даже просто гуляя и разговаривая с ребенком, мы обогащаем его словарный запас, учим видеть красоту мира, наслаждаться ею и узнавать много нового.
Играем и развиваемся
- Рассказывайте об осенних месяцах и их отличиях (о бабьем лете и золотой осени, о том, как укорачивается день и постепенно становится все холоднее).
- Описывайте красоты природы (как живописно вокруг, какие красивые стали деревья, особенно в свете яркого солнышка, как много в них красок, оттенков, как медленно, точно танцуя, кружатся в воздухе листочки), подбирайте вместе слова, которыми можно охарактеризовать тот или иной предмет (листок большой, овальный, желтый, яркий, красивый, сухой, красочный, разноцветный и т.п.)
- Делитесь друг с другом впечатлениями (что больше всего понравилось в лесу, какой листочек самый красивый, какие ягоды самые яркие, как приятно шуршат листья под ногами, какие по ощущениям воздух, ветер).
- Загадывайте тематические загадки.
Осенние загадки
Листья опадают,
Портится погода…
Кто, ребята, знает
Это время года? (осень)
Дует осенью на нас,
Ох, замерзнем мы сейчас! (ветер)
С неба капает и льется,
Но нам в ручки не дается! (дождь)
- Играйте в логоритмические игры, сочетающие в себе стишки и движения, пойте песенки, читайте и учите простые стихи:
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Ее ладошки покраснели.
Автор: Р. Сеф
- Играйте в противоположности (летом жарко, а осенью – холодно; ветер летом теплый, а осенью – холодный; этот листик большой, а этот – маленький, эта палочка мокрая, а эта – сухая; этот камень – гладкий, а этот – шершавый и т.п.).
- Придумывайте удивительные истории (например, историю, в которой будут фигурировать предложенные вами осенние дары), начинайте предложение, а малыш пусть продолжает;
- Угадывайте названия встречающихся ягод, деревьев, соотносите листья с деревьями, делайте красивые букеты.
- Ищите в лесу грибы, рассказывайте о том, какие из них можно есть, а какие – нет.
- Вспоминайте, в каких условиях обитают лесные животные, чем они питаются (поиграйте в игру «кто что ест»: птица – ягоды, свинья – желуди, белка – орехи и т.д.).
Предлагаем Вам взять на заметку вот такую интересную сказку, которая обязательно понравится Вашему крохе и обогатит его познания о деревьях, их плодах, а также особенностях строения листьев.
Сказка «Путешествие кленового листочка»
Жил-был кленовый листик, и вот однажды, когда наступила осень, подул холодный ветер и сорвал его с дерева. «Я лечу!», - закричал листик и отправился в удивительное путешествие. Летел он, летел и увидел какое-то дерево. Это была береза. Листик обратился к другим листочкам.- Здравствуйте, а Вы случайно не кленовые листочки?
- Нет, мы совсем на тебя не похожи! Посмотри, какие у нас зубчатые края! Мы растем на березе. Она белая с черными пятнышками.
Листик полетел дальше и встретил дерево каштан.
- Здравствуйте, листики, может быть, Вы кленовые?
- Нет, мы растем на каштане! Видишь, как на земле много каштанов – это такие орехи. Посмотри на нас: мы похожи на длинные пальчики, не зря нас называют пальчатыми! Кстати, ты тоже пальчатый, но простой, а мы – сложные, потому что состоим из множества отдельных листиков!
И полетел листочек дальше.
Долго он летел и вдруг увидел еще одно дерево!
- Здравствуйте, листики! Вы случайно не кленовые?
- Что ты! Мы растем на дубе! У нас продолговатые листья с округлыми зубцами! А еще, посмотри сколько на дубе желудей! Это его плоды. Их очень любят кушать птички, мышки, белки, кабаны, олени и многие другие лесные жители.
Потом кленовый листочек встретил рябину, и листики ему показали, какие они овальные и похожие на перышки, а еще листочек увидел красивые ягодки рябины.
Долго листик путешествовал и вот, наконец, оказался у дерева клена!
- Ура! Я снова дома! – обрадовался он, – и тут же начал рассказывать своим друзьям-листикам о своем увлекательном путешествии!
Разнообразные осенние игры для развития речи не только дарят хорошее настроение деткам и помогают им с пользой проводить время, но и совершенствуют различные навыки: речь, фантазию, воображение, креативность, творческое начало. Секрет успеха прост: активно общайтесь с Вашим малышом, делайте это эмоционально, следите за четкостью и правильностью речи, побуждайте кроху к общению, и результат не заставит себя ждать.