Домашние занятия для самых маленьких в помощь маме и папе
Первые сюжетно-ролевые игры для малышей

Первые сюжетно-ролевые игры для малышей

Первые сюжетно-ролевые игры для малышей
Сюжетно-ролевые игры — неотъемлемая часть жизни любого ребенка. С самого рождения он день за днем наблюдает за окружающими его людьми, их взаимоотношениями, действиями, манипуляциями с различными предметами, и начинает подражать «миру взрослых». Кроха крутит колечко от пирамидки, словно руль, потому что видел, как это делает папа, подобно маме кормит, умывает и укладывает спать свои игрушки. Постепенно сведения об окружающем мире расширяются, и малыш начинает примерять на себя самые разнообразные роли. Впечатления, полученные в течение дня, зачастую находят отражения в играх. Например, побывав в зоопарке, ребенок долго может изображать увиденных животных.

Нужно ли взрослому играть с малышом в сюжетно-ролевые игры?

Кто-то скажет, что делать это необязательно, ведь дети вполне неплохо играют и сами. Наш ответ однозначен: играть важно и нужно. Знания крохи о мире еще слишком скудны, жизненный опыт мал, а игры примитивны. Родители же могут проигрывать совершенно по-разному одни и те же сюжеты, показывать множество вариантов развития событий, вводить новые понятия. Тем и хороша ролевая игра, что в интересной для малыша форме можно преподнести ему любую информацию. Он учится действовать в соответствии с инструкцией взрослого, подстраиваться под сюжет и следовать ему. Постепенно кроха начинает самостоятельно развивать сюжетные линии. Таким образом, в игре достигаются самые разнообразные педагогические цели.

Что развивает сюжетно-ролевая игра?

  • внимание (ребенок увлекается сюжетом и следит за ходом событий);
  • память (малыш запоминает определенные ситуации, начинает их проигрывать, возвращается к ним вновь и вновь);
  • усидчивость (кроха учится в соответствии с ролью доводить начатое до конца, выполняя определенные действия);
  • речь и мышление (примеряя на себя различные роли, ребенок учится рассуждать, строить диалоги);
  • креативность и творческое начало (ролевая игра не ограничивает малыша в его фантазиях и позволяет каждый раз придумывать что-то новое и интересное, дополнять и усложнять сюжет);
  • коммуникативность (взаимодействуя с другими людьми, изображая различных героев, кроха учится искусству общения);
  • эмоциональную сферу (малыш в игре проявляет самые разнообразные эмоции, учится состраданию, взаимовыручке, помощи);
  • социальные навыки (проигрывая типовые ситуации, подражая взрослым, кроха узнает законы и правила этого мира).

Какие игрушки нужны для сюжетно-ролевых игр?


Желательно, чтобы у ребенка были такие игрушки, как машинки, пупсы, животные, посудка, мебель, пластиковые фрукты и овощи, игрушечные инструменты. Можно купить готовые наборы «доктор», «магазин» и т.д.

Самым маленьким деткам лучше показывать реальные предметы, но, когда они уже знают, как выглядит тот или иной предмет, можно начинать использовать «предметы-заместители». Кубик может стать утюгом или стулом для куклы, красный мячик — яблоком, крышка — тарелкой, баранка — рулем, стулья, выставленные в ряд — паровозом и т.д.

Учитывайте, что малыши иначе смотрят на окружающие вещи, у них более развита фантазия. Не спешите скупить в магазине как можно больше игрушек, а научите наделять предметы различными свойствами и использовать их в играх. Это поможет раскрыть в ребенке творческое начало. Также можно использовать в играх карточки с изображениями овощей, фруктов и предметов обихода.

Сюжетные игры для самых маленьких

Помните главное правило — чем игра проще, тем лучше. Не стремитесь ее усложнить. Выберите любой «бытовой» сюжет и обыграйте его. Например, почистив морковку, вместе с малышом угостите ею зайку, а он пусть вас поблагодарит.


Приведем еще несколько примеров элементарных игр для деток:

  1. Зайка скачет по дорожке, спотыкается и падает. Жалеем зайку.
  2. Кукле нужно попасть домой. Подвозим ее на машинке.
  3. Кукла испачкалась. Моем ее и рассказываем, какая она стала чистая и красивая (используйте для игры тазик, мочалку, полотенце)
  4. Киска убегает от собачки, шипит, запрыгивает на высоту. Собачка гавкает.
  5. Матрешки пьют чай (большая матрешка — мама, маленькая — дочка), угощаем их печеньем.
  6. Машинка не едет, потому что у нее сломалось колесо. Помогаем его починить.
  7. Строим дом из кубиков для игрушки.
  8. Игрушка спряталась. Ищем ее.
  9. Кукла просит попрыгать вместе с ней/поиграть в догонялки/спеть песенку.
  10. Идем к мишке в гости, угощаем его ягодками. Мишка радуется, обнимает малыша.


Сюжетное-ролевая игра не должна длиться долго: 3-5 минут будет вполне достаточно. Это не так много. Сделайте вклад в развитие ребенка, посвятите ему несколько минут, и он будет Вам благодарен, ведь контакт с мамой — самое важное и ценное для маленького человека.

Смотрите также

Как запомнить алфавит

Если вы всерьез задумались о том, чтобы начать процесс обучения своего малыша азам грамоты, тогда стоит задуматься о некоторых моментах. С какого возраста начать обучение? Чем вооружиться и как подготовиться к процессу?
Подробнее

Йога для детей: получаем удовольствие

Мы, взрослые, способны к самоконтролю и концентрации, а как быть с детьми? Могут ли они постичь премудрости йоги и медитации? Может показаться, что им это не под силу, но поспешим уверить Вас в обратном. Заниматься йогой с детьми важно и нужно!
Подробнее

Весёлая логоритмика: упражнения для малышей

С чего должен начинаться новый день современного малыша? Конечно же, с зарядки! Именно она является первым шагом на пути к последующему здоровому образу жизни. Радостные эмоции, полученные в начале дня, станут залогом его успешного продолжения.
Подробнее