Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
Поучительные сказки для детей 2-4 лет: наши рекомендации

Поучительные сказки для детей 2-4 лет: наши рекомендации

Поучительные сказки для детей 2-4 лет: наши рекомендации

Важность книг неоценима! Они помогают нам растить думающих и анализирующих детей, развивают их речь, фантазию, воображение, память, внимание, усидчивость, формируют нравственные качества. Книги назидательны, наполнены мудростью, учат совершать добрые поступки и не делать зла, показывают, как важно дружить, приходить на помощь друг другу, любить природу и заботиться о ней, быть чуткими по отношению к окружающим, уметь сострадать, уважать чужой труд, быть воспитанными и вежливыми. Поучительные сказки закладывают правильные ценности и нормы поведения, помогают ребенку разобраться в себе, увидеть со стороны знакомые ситуации.
Из неразумных грудничков дети постепенно превращаются в полноправных членов общества, пусть еще маленьких, но активно познающих его законы и учащихся по ним жить.
После двух лет книга перестает быть просто игрушкой с яркими картинками и становится источником самой разнообразной информации. Кроха пытается понять сюжет, внимательно следит за его развитием и оценивает происходящее. Читая, он видит, как следует поступать, а как нет, учится правилам поведения и этикета, преодолению первых трудностей и проблем, получает важные жизненные уроки.

Книга – главный помощник при кризисе 3 лет!

Ребенок стремительно растет, меняется, начинает понимать все больше и больше. Его характер тоже претерпевает изменения. В возрасте примерно трех лет наступает всем известный кризис. В это время непоседа часто не слушается взрослых, все делает по-своему, отказывается выполнять просьбы. Порою, никакие уговоры не действуют, и родители начинают ругать свое чадо, что только усугубляет положение. Но не стоит забывать, что маленькому человеку сложно объективно оценивать свои поступки, анализировать их, поскольку у него практически нет жизненного опыта, поэтому важно разговаривать с ним и объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо.
В самых непростых ситуациях правильно подобранные книги приходят на помощь! Они направляют кроху, наглядно демонстрируя ему последствия неправильного поведения. Он видит поступки героев, их взаимодействие друг с другом, реакции, и невольно соотносит все это с собой. Читая все новые и новые сказки, малыш делает для себя важные выводы, многому учится и постепенно накапливает необходимые знания.
Происходящие с героями истории показательны. Задача взрослого – обсудить с ребенком прочитанное и донести до него суть, ведь важно, чтобы кроха понял и усвоил то, что несет в себе та или иная сказка и какова ее мораль.


Сказки - воспиталки

Поучительных сказок очень много. Все они по-своему хороши и решают массу дидактических задач. Мы выбрали лучшие из лучших и хотим поделиться ими с Вами!

«Маша и Ойка». Софья Прокофьева (Издательство «Махаон»)

04a0a2d5e1fb5c5253a365643c.jpgСюжеты этой книги очень нравоучительны. Главные героини – две девочки-подружки, которые являются полными противоположностями друг друга. Маша – добрая, послушная и покладистая, Зойка, которую все называют Ойка за ее капризный характер – вредная, своенравная и неуступчивая.
Сборник состоит из множества сказок, в центре которых – определенная проблема, знакомая каждому родителю: лень, капризы, жадность, грубость, ложь. Автор в доступной и простой форме помогает детям понять мораль каждой истории.
Ойка, как и любой другой ребенок, совершает множество ошибок, но в конечном итоге она их осознает и старается исправиться. Так, в одной из сказок Ойка вырывает из земли маленький дубок, чтобы отмахиваться от комаров, а потом просто его выкидывает за ненадобностью. Она не осознает его ценности и не испытывает чувства жалости. Друзья объясняют девочке, что дубок со временем превратился бы в большой дуб, красотой которого можно любоваться, птицы на его ветках свили бы гнезда, а поросята кушали бы желуди. Ойка понимает свою ошибку, и вместе с другими зверями вновь сажает дубок. Сказка наглядно показывает, что дети могут причинять вред природе неумышленно, а по незнанию, поэтому очень важно донести до малыша, почему мы должны бережно относиться ко всему живому.
Часто автором поднимается проблема детской жадности. Например, в одной из сказок, Ойка отказывается делиться с Машей карандашами. В этот момент прилетают птички и дарят расстроенной девочке волшебные разноцветные перышки, благодаря которым ее рисунки получаются невероятно красивыми. Ойке становится обидно и завидно, но Маша проявляет щедрость и делится с ней перышками, при этом не злится на Ойку, не осуждает ее, и та понимает, что нужно ценить дружбу и хорошее отношение. Детям важно видеть образец правильного поведения. Если по отношению к ним проявлять доброту, то они обязательно ответят тем же.
«В Сказке про грубое слово уходи» Ойка прогоняет всех своих друзей, в том числе и солнышко, и остается одна в темноте. Оказавшись без поддержки и помощи, Ойка понимает, что друзей обижать нельзя и просит у всех прощения.
Иногда автор идет на небольшие педагогические хитрости. Например, в одной из сказок, где Ойка разбила чашку и не призналась в этом, лесная птица сказала, что у врунишек всегда краснеют ушки. Ойке стало очень стыдно, и она рассказала правду.
В другой истории Ойке было лень идти ножками, и она начала просить зверей понести ее. Неожиданно помочь девочке вызвался ежик. Ойка, конечно же, не захотела на него садиться, и все поняли, что она совсем не устала, а просто ленится идти сама. Здесь мы не видим откровенного порицания героини, но видим пример того, как можно выяснить, что малыш говорит неправду и подвести его к осознанию неправильности своего поведения.
Автор касается не только проблем в поведении детей, но и детских страхов. Например, Ойка не желает мыть голову, потому что боится. В итоге ворона обустраивает на ее голове гнездо. Воспользовавшись моментом, когда ворона на время улетает, Ойка просит помыть ей скорее голову. Она видит, какой стала красивой и понимает, что чистой быть очень приятно.
Несмотря на то, что герои часто порицают Ойку за плохое поведение, они все равно по-доброму к ней относятся и каждый раз дают шанс исправиться. Читая, малыш учится постепенно разбираться, где грань между хорошим и плохим.
Рекомендуем данный сборник к обязательному прочтению всем деткам примерно от 2 до 4 лет.

«Загадочные истории про неразлучных друзей» Г. Остер (Издательство «АСТ»)

1002247901.jpgВеселые и поучительные сказки про Пурика (зайца), Мурика (кота), Шурика (пса) и Шурочку (белки) очень нравятся юным читателям. Каждая история построена образом: автор описывает ситуацию, поднимает определенную проблему и побуждает ребенка разрешить ее, ответив на поставленный вопрос. Приведем несколько примеров:
  • Шурочка зовет друзей кушать и говорит, что они о чем-то забыли (помыть руки). Перед этим герои играли в мяч, и все перепачкались. Автор предлагает маленькому читателю самостоятельно догадаться, что они должны сделать перед едой.
  • Друзья торопятся за мороженным и хотят перебежать дорогу на красный свет, но Шурик их останавливает. Малыш должен объяснить, почему они все-таки решили дождаться зеленого света.
  • Шурик разбросал вещи где попало, не сумел их найти и поэтому не погулял с друзьями. Кроха, проанализировав ситуацию, должен прийти к выводу, что у каждой вещи должно быть свое место.

Если у ребенка вдруг возникли трудности и он не смог ответить на поставленные вопросы, родители должны помочь ему и объяснить все сами. Возможно, у него не хватает знаний, опыта или словарного запаса, чтобы дать четкий ответ.
Истории про Пурика, Мурика, Шурика и Шурочку не только поучительные, но и познавательные. Юный читатель откроет для себя много нового, научится рассуждать, соотносить факты, делать выводы!

«Любимые Сказки-мультфильмы» Е. Карганова, Т. Папорова, А. Иванов и др. (Издательство «Росмэн»)

Lyubimye-skazki-multfilmy-600x793 (1).jpgЧто может быть лучше старых-добрых советских мультфильмов? Они невероятно добрые, мудрые и назидательные. Но много мультиков, как советуют психологи, смотреть нежелательно, а вот читать можно сколь угодно долго, если малыш не против. Обязательно приобретите сборник со сказками из любимых мультфильмов.
  • Все помнят крошку-Енота («Крошка-Енот»), который сначала грозил отражению в реке палкой и пугался того, что видит, а потом, по совету мамы, просто улыбнулся «тому, кто сидит в пруду». В такой вот завуалированной форме детям показано, что добро всегда порождает добро!
  • На страницах книги мы встречаем того самого мышонка («Песенка мышонка»), который пел песенки под гитару, бездельничал и кичился этим. Все звери смеялись над ним не воспринимали всерьез. Но в какой-то момент ему захотелось завоевать уважение товарищей, и он взялся помочь им в строительстве дома. Мышонок, не знакомый до этого с физическим трудом, делал все из рук вон плохо, но мастера не бросили его наедине с проблемой, а помогли и показали, как выполнять работу правильно. В конце концов мышонок смог завоевать уважение друзей. Сказка учит детей многому: не лениться, уважать чужой труд, не бояться учиться новому, уметь прощать, прислушиваться к более опытным наставникам и пр.
  • Сказка «Раз – горох, два – горох» повествует об истории, приключившейся с двумя друзьями: сусликом и хомяком. Они пробираются в амбар, чтобы набрать гороха, которого там огромное количество, но в какой-то момент их охватывает жадность, и они пытаются поделить горох пополам, ругаясь из-за каждой горошины. Заканчивается все дракой. Маленький воробей напоминает героям, что они взяли «чужое», и это приводит их в чувство. Им становится стыдно за свое поведение. В конечном итоге друзья обмениваются оставшимися горошинами в знак примирения. Сказка учит не брать чужое без разрешения и всего добиваться своим трудом, а также показывает, к чему приводит жадность. Юный читатель понимает, что друзей нужно ценить, быть с ними щедрыми и не ругаться по пустякам.
Помимо перечисленных, в книгу вошли следующие сказки: «Как ослик счастье искал», «Так сойдет», «Как цыпленок голос искал», «Чуня», «Пропал Петя-Петушок».

«Добрые сказки». Г. Цыферов (Издательство «Малыш»)

1013379126.jpgЭтот сборник займет почетное место на книжной полке ребенка.
Он содержит множество поучительных сказок, таких как: «История про поросенка», «Кто кого добрее», «Надо подумать», «Ах, Ах», «Одинокий ослик», «Как отдыхал подъемный кран», «Паровозик из Ромашково» и многое-многие другие.

  • Прочитав «Историю про поросенка», малыш поймет, что слабых обижать нехорошо, а против любой силы всегда найдется большая сила.
  • Сказка «Надо подумать» учит не теряться в сложных ситуациях, проявлять изобретательность и думать, прежде чем что-то делать.
  • Сказка «Жил на свете слоненок» повествует о важности труда и призывает не сидеть без дела, а всегда находить полезную работу, ведь только так можно понять, что тебе действительно по душе.
  • Сказка «Как отдыхал подъемный кран» демонстрирует, что лень и ничегонеделание приводят к усталости и скуке, в то время как активность и совершение добрых дел помогают нам чувствовать себя прекрасно и радоваться жизни.

Сказки наполнены невероятной добротой и поднимают важные проблемы и вопросы, знакомые маленькому человеку.

«Книга для детского сада» (Издательство «Росмэн»)

1009602667.jpgВ этом замечательном сборнике Вы найдете множество полезных произведений! Он состоит из разделов «Стихи о хорошем», «Рассказы о хорошем», «Самые хорошие сказки».
  • Прочитав всем известное стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», юный читатель узнает о том, как важно совершать хорошие поступки и избегать плохих. Автор разделяет персонажей на положительных и отрицательных, приводя в пример конкретные ситуации, и этот контраст очень заметен.
  • В стихотворении «Неумейка» осуждается лень и поощряется трудолюбие и самостоятельность.
  • Стихотворение «Кто разбил большую вазу» призывает ребенка говорить правду и признавать свою вину.

Все без исключения произведения данной книги закладывают основные моральные качества малыша и показывают, что необходимо ценить своих друзей, никогда не предавать их, не бросать в беде, не грубить, быть приветливыми с окружающими, употреблять вежливые слова, уважать старших, делать приятное от чистого сердца, говорить только правду.
Все эти, казалось бы, простые истины являются настоящим открытием для ребенка. Читайте ему добрые и поучительные сказки, которые помогут закрепить понимание хорошего и пробудят желание следовать только положительному примеру!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Оглавление


    Смотрите также

    Детям о Дне Победы

    Память о героях будет вечно жить в наших сердцах и очень важно, чтобы она передавалась из поколения в поколение. Это часть нашей истории, о которой нельзя забывать. Как рассказать детям о Дне Победы?
    Подробнее

    Игры на мышление для детей

    Ребенок наблюдает за взрослыми, изучает окружающие предметы, сравнивает их, учится ими манипулировать. Постепенно он приобретает опыт, который дает ему понимание тех или иных процессов. Игры на мышление помогают малышу развивать интеллектуальные способности и познавать мир в увлекательной форме.
    Подробнее

    Простые игры для детей. "Бумажные" игры

    Бумага прежде всего развивает тактильное восприятие ребенка, ведь она бывает разной по толщине и фактуре (гладкая, шершавая, бархатная). Всего лишь проведя ручкой по газете, салфетке, бархатной бумаге, картону, глянцевому журналу, Вы обогатите представления маленького человека об окружающем мире. Простые игры для детей не менее интересны, чем игры с дорогими игрушками.
    Подробнее