С чего должен начинаться новый день современного малыша? Конечно же, с зарядки! Логоритмические упражнения - первый шаг на пути к последующему здоровому образу жизни. Радостные эмоции, полученные в начале дня, станут залогом его успешного продолжения.
Ребенку важен определенный распорядок дня, некая система, поэтому если сделать зарядку утренним ритуалом, то это поможет придерживаться четкого графика и выработать привычку проводить занятия каждодневно.
А что, если объединить зарядку с веселыми стишками или песенками, создав при этом увлекательный сюжет? Набор упражнений и игр, основанных на сочетании музыки, речи и движений называется логопедической ритмикой или логоритмикой. Основная ее цель - решение образовательных и оздоровительных задач, развитие речи. Занятия проходят в игровой форме по принципу подражания, поэтому их оценят даже самые маленькие детки.
Что развивает логоритмика?
- Крупную моторику. Выполняя различные упражнения, малыш постепенно начинает контролировать свое тело, учится прыгать, бегать, наклоняться и пр.
- Координацию движений. Происходит освоение новых движений, развивается ловкость, чувство равновесия, баланса.
- Физические навыки. Ребенок постепенно становится более активным, гибким, выносливым, укрепляется опорно-двигательный аппарат.
- Воображение и речь. Веселые стишки или песенки создают игровую ситуацию, позволяют крохе фантазировать, погружаться в определенный сюжет и становиться его активным участником. Попутно происходит пополнение словарного запаса, развитие образного мышления.
- Память. В процессе выполнения упражнений ребенок осмысляет текст, пытается его запомнить, воспроизвести.
- Чувство темпа и ритма. Постепенно формируется умение чувствовать музыкальный ритм, подстраиваться под определенный темп (медленный или быстрый), происходит развитие музыкальных способностей.
- Коммуникативные навыки. Малыш учится взаимодействию и общению, пытается согласовывать свои движения с движениями взрослого или других детей, наблюдает за их эмоциями, реакциями.
Правила успешных занятий логоритмикой
- Хорошее настроение ребенка. Обязательно учитывайте расположение духа крохи, не заставляйте его заниматься без желания.
- Длительность не более 5-10 минут. Оптимальное время проведения зарядки – 2-3 минуты. Если ребенок вовлекся в процесс, можно продлить занятие до 10 минут. Старайтесь не превышать это время, чтобы избежать переутомления вашего чада.
- Интересная тематика. Выбирая тематику упражнений, учитывайте интересы малыша, его возрастные особенности. Отдавайте предпочтение простым и понятным стихам и песенкам с увлекательным сюжетом.
- Простота выполнения. Движения должны быть простыми и доступными для ребенка.
ВАЖНО!
С детками примерно до полутора лет необходимо практиковать ритмичную ходьбу, отстукивание ритма по различным поверхностям, танцы, хлопки в ладоши, топот ножками, поднимание и опускание рук. В дальнейшем занятия можно постепенно усложнять и насыщать новыми элементами.
Примеры логоритмических упражнений
Предлагаем Вам несколько упражнений, которые подойдут для самых маленьких деток.
Упражнение "Дождик"
С неба дождик как-кап-кап,
Намочил и мам, и пап,
Катю, Сашу, Лешу,
Таню и Сережу! (постукиваем пальцем по ладошке)
А по крыше "трам-пам-пам"
Бьют как будто в барабан! (стучим по поверхности или хлопаем в ладоши)
По земле ручьи бегут,
Лужи под ногами «хлюп»! (интенсивно топаем ногами)
Раз, два, три, четыре, пять–
Будем мы по ним скакать!
Прыг-скок, прыг-скок!
Повторяй за мной, дружок!
(прыгаем по воображаемым или вырезанным из картона лужам)
Даже если кроха не может самостоятельно выполнить все движения, Вы можете помочь ему в этом.
Упражнение "Грибы"
Мы в лесок гулять пойдем:
Топ-топ-топ,
И грибов там наберем:
Топ-топ-топ! (топаем)
Раз грибок
И два грибок
Мы положим в кузовок!
Три грибок, грибок четыре –
Мы накормим всех в квартире!
(наклоняемся и касаемся руками пола или приседаем)
Физические упражнения в совокупности с музыкально-речевым сопровождением благотворно влияют на растущий организм, заряжают бодростью и прекрасным настроением, стимулируют и обогащают речь, поэтому очень важно сделать их обязательным элементом жизни ребёнка.