5 способов увеличить словарный запас ребенка

5 способов увеличить словарный запас ребенка
5 способов увеличить словарный запас ребенка

Речь малыша – показатель его умственного и психоэмоционального развития. Хороший словарный запас у ребенка помогает ему выстраивать коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками, овладевать новыми знаниями, развивать интеллект, самовыражаться.

Первый год жизни очень продуктивен. Маленький человек учится различать звуки, улавливать знакомые голоса. Со временем он начинает распознавать эмоциональную окраску речи, тон. Уже в 2-3 месяца кроха произносит свои первые звуки, начинает гулить. С каждым месяцем гуление становится все более активным и выразительным и переходит в лепет. Ближе к году ребенок уже понимает, что издаваемые им звуки привлекают внимание других людей и побуждают их к действию, на своем «языке» он пытается общаться со взрослыми, попутно пополняя пассивный словарь. К году малыши понимают многие слова и выполняют элементарные просьбы.

Словарный запас у ребенка 0-5 лет

У детей в первые годы жизни словарный запас пополняется стремительно.

0-год

Младенец «поет» звуки, играет с интонациями, гулит, лепечет, произносит простейшие слоги, сочетания звуков. В основе общения – эмоциональный контакт. Он еще не понимает многих слов, но опирается на конкретную ситуацию, жесты, интонацию. До года кроха может произносить 5-10 слов. Пассивный словарь больше активного.

1-1,5 года

Ребенок в год–полтора использует в речи слова-корни («ка», «ма», «та»), причем один слог может обозначать разные слова, произносит простые слова типа «мама», «папа», «баба», «деда», звукоподражания «ко-ко», «пи-пи», «мяу-мяу». Ребенок не умеет склонять слова по падежам, не использует множественное число, максимально упрощает все слова.

В арсенале от 30 до 100 слов.

1,5- 2 года

Кроха умеет составлять простые связные предложения, изменяет слова по числам, падежам, использует различные наклонения. Слово – это уже не просто единичный предмет. Малыш вычленяет его среди прочих, учится обобщать по назначению (фрукты, овощи, игрушки, посуда, предметы мебели). В словаре до 300 слов.

3 – 4 года

В словаре около 1000 - 1500 слов, ребенок продолжает овладевать грамматической структурой слов, способами словообразования (использует союзы, предлоги, склоняет, различные формы глаголов, согласует предмет с действием, появляются сложные предложения), ведет полноценный диалог, отвечает на вопросы. Этот возраст считается прорывным в плане обогащения словаря, т.к. резко возрастает количество употребляемых слов.

4-5 лет

В словаре - 1500-2200 тысячи и выше. Ребенок рассуждает о предметах и явлениях, делает умозаключения, может аргументировать свою точку зрения, овладевает звуками, правильно произносит большинство слов, верно ставит ударения. Однако дошкольник еще не имеет достаточных знаний об окружающих предметах и явлениях, не всегда понимает подтекст тех или иных слов. Например, фраза «мне не хватает теплоты» может быть воспринята буквально «я мерзну», хотя подразумевает душевную теплоту. Сначала усваиваются основные значения, а потом уже переносные. Чем чаще взрослые общаются с детьми, поясняют, объясняют, чем шире и разнообразнее сфера деятельности, круг интересов, тем эффективнее пополняется словарь.

Словарный запас ребенка зависит от многих факторов: условий воспитания, окружения, увлечений и пр. В статье указаны приблизительные нормы, но помните, что все индивидуально.

Рекомендуем!
Заведите специальный блокнот и записывайте туда все новые слова вашего чада. Так будет проще отследить интенсивность развития речи. Записывайте интересные или забавные выражения на память.

Об этапах развития детской речи Вы можете прочитать в статье: Неговорящий ребенок. Запускаем речь.

Способы увеличения словарного запаса

Пассивный словарь больше, чем активный. Не теряйте времени даром и занимайтесь с малышом, даже если он не говорит или говорит мало. Результаты обязательно будут со временем.

Чтение книг и стихов

Чтение – это основа основ. Чем чаще Вы читаете, тем лучше.

Чтение детям без пояснения малоэффективно. Словарная работа нужна обязательно. Проведем ее на примере стихотворения Б. Заходера:

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах —
Свалился Ванька-Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки!

Словарная работа

 «Что такое паника? (внезапный страх). Помнишь, как ты упал с велосипеда, разбил коленку, и мама сильно испугалась? А ты пугался чего-нибудь сильно?»
«Что такое плутоватой? (хитрой). Кого мы называем плутовкой? (лису). Лиса тоже хитрая. Ванька-встанька пошутил над своими друзьями. Они подумали, что он упал и ударился, а он тут же поднялся».
«Что значит не нуждаюсь в няньке? Кто такая нянька?" (человек, который помогает ухаживать за малышом: кормит его, одевает, Ванька-встанька считает себя взрослым и самостоятельным)».
«Что означает падать не впервой? (Не первый раз, т.е. он падал до этого много раз, но снова поднимался)».

Инсценировка стихов

1. Представление.

Можно разыграть при помощи игрушек целое представление: в центр поместите неваляшку, в вокруг разложите игрушки.

«Покажи, как игрушки начали паниковать? Покажи, как Ванька-встанька хитро улыбнулся».

2. Заучивание стихов.

Кроха заучивает текст, осмысляет его, улавливает суть, запоминает правильные грамматические формы слов, сочетания слов.

Пересказ текста

Порой ребенку проще выучить наизусть, нежели пересказать своими словами, но не всегда он до конца понимает смысл того, что зазубрил. Вольный пересказ демонстрирует именно понимание текста. Конечно, с малышами нужно предварительно прочитать текст и вместе его проанализировать, а затем уже приступать к пересказу. Если ребенок запнулся или растерялся, наводящие вопросы помогут ему не потерять нить повествования. Текст должен быть небольшим и простым по смыслу.

Анализ пословиц, поговорок, отгадывание загадок

Произведения устного народного творчества также обогащают словарный запас, учат кроху осмыслять услышанное, понимать назидательный, иносказательный смысл (скрытый подтекст), делать выводы.

Словообразование

Общаясь с малышом, важно учить различным его способам словообразования.

  • Уменьшительно-ласкательные формы: мама, мамочка, мамуля («Назови маму нежно»)

  • Увеличительные формы: котище, усищи («Как ты назовешь огромного кота? А его длинные усы»?)

  • Подбор однокоренных слов (снег, снеговик, Снегурочка, снежинка). Задавайте ребенку наводящие вопросы, чтобы он сам догадался, о каком слове идет речь: («Как называется пирог, который испекли дома? Домашний»/«Как зовут человечка, который живет дома? Домовой»).

  • Использование различных приставок (вошел, перешел, обошел, ушел) с демонстрацией.

Словотворчество

У малышей развита языковая интуиция. Словарный запас не позволяет в полной мере выразить свои мысли и чувства, поэтому они интуитивно образуют слова по образу и подобию уже знакомых (принцип подражания).

Словотворчество – это важный и обязательный этап в детской речи, в ходе которого устанавливаются важные языковые связи, закономерности и правила.

Поиграйте в такую игру: от лица куклы намеренно используйте неправильные слова:

   «Ой, я так набордачила в комнате!»
«Я хотела пить и налимонадилась».
«Я рисоваю цветочек».

В ходе игры исправляйте баловницу. Потом поиграйте наоборот: пусть слова придумывает малыш.

Почитайте лингвистические сказки Людмилы Петрушевской. Все слова вымышленные, но созданные по законам словообразования. Эти сказки очень нравятся малышам и поднимают им настроение.

Речевые игры

  1. Называем предметы (что это? для чего это используют?), поясняем в случае затруднения.

  2. Называем действия (листья (что делают?) падают; мальчик (что делает?) прыгает; птица (что делает?) летит).

  3. Называем признаки предметов (тарелка: круглая, белая, гладкая, большая, чистая, лиса: рыжая, хитрая, ловкая, хищная; лимон: желтый, овальный, кислый, твердый).

  4. Подбираем синонимы: как сказать «большой» по-другому: огромный, гигантский. Мотивируйте использовать разные варианты.

  5. Подбираем антонимы (противоположные значения): веселая девочка – грустная девочка, тишина – шум; твердый – мягкий, высокий-низкий.

  6. Играем с карточками/вырезанными картинками/игрушками: (варим суп/одеваем девочку на улицу/собираем чемодан/готовим фруктовый салат/покупаем игрушки в магазине).

  7. Играем в ЛОТО (названия ягод, грибов, птиц, животных, насекомых и пр.) – также отличный помощник в пополнении словаря ребенка.

Красивая и правильная речь

Можно сказать: "на деревьях лежит снег", а можно: "деревья укутаны в белоснежное покрывало". Приучайте к литературной речи, используйте изобразительно-выразительные средства согласно возрасту. Называйте все предметы, которые окружают малыша, рассказывайте для чего они нужны.

И, конечно, вовлекайте его в диалог. Часто малыши подходят ко взрослым и начинают что-то путано объяснять. Их переполняют эмоции и рассказ получается скомканным и бессвязным. В таком случае можно сказать, что Вы не все поняли и попросить еще раз рассказать эту удивительную историю, но уже более понятно. Предложите юному рассказчику потренироваться перед зеркалом или поведать эту же историю любимой игрушке. Не спешите сразу рассказать все за него, дайте ему время подумать, подобрать слова, помогите в случае затруднения.

Пополнение словаря у малыша – одна из важнейших задач развития речи. Имея обширный словарный запас и грамотную речь, ребенок сможет полноценно общаться со сверстниками, черпать информацию из различных источников, быть успешным. Помните, что важен не количественный рост словаря, а качественный. Для этого необходимо полноценное общение, чтение книг, разностороннее развитие.

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Раннее развитие. А надо ли?

У раннего развития есть поклонники и противники. Первые утверждают: до трех лет ребенок способен усвоить огромное количество информации, и нужно использовать этот потенциал; другие считают: многочисленные занятия утомляют малыша, лишают его детства. Где же истина? Где-то между. Заниматься однозначно нужно. В первые годы жизни познавательный интерес ребенка велик, и необходимо удовлетворять эту жажду познания.

Подробнее

Раннее чтение. Плюсы и минусы

Считается, что в норме ребенок должен научиться читать к 6-7 годам (к этому возрасту он способен делать это осмысленно и полноценно), однако современные методики предлагают ранее обучение чтению. В чем же плюсы и минусы раннего чтения? Когда и как учить читать малыша? Давайте разбираться!

Подробнее

Задания для адвент-календаря 2020

До Нового года еще несколько недель, но все вокруг уже пронизано атмосферой праздника. Сделайте его ожидание не томительным, а увлекательным и полезным! Малышу важно чувствовать, что происходит что-то особенное и удивительное. Наши задания для адвент-календаря помогут поверить, что чудо где-то рядом.

Подробнее

Какие бывают ёлочные игрушки?

Елочные игрушки – это неотъемлемый атрибут Нового года. Накануне праздника всем хочется пополнить свою коллекцию интересными новинками.  Украшения есть на любой вкус: от простых пластиковых изделий до хрупких стеклянных творений ручной работы с витиеватыми узорами.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв