Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
Игры на мышление для детей

Игры на мышление для детей

Игры на мышление для детей

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Новорожденный малыш не способен маслить, ведь у него нет ни опыта, ни знаний. Но уже за год кроха совершает прорыв и начинает понимать многое. Ребенок наблюдает за взрослыми, изучает окружающие предметы, сравнивает их, учится ими манипулировать. Постепенно он приобретает опыт, который дает ему понимание тех или иных процессов. Игры на мышление помогают малышу развивать интеллектуальные способности и познавать мир в увлекательной форме.





Этапы развития мышления

Развитие мышления происходит в несколько этапов:

Наглядно-действенное (2-2,5) мышление

Ребенок познает мир через предметы: щупает, бросает, нажимает, «пробует на зуб», т.к. он самостоятельно ищет ответ на вопрос «Что можно с этим сделать»? Остановимся на этом возрасте подробнее, ведь наш сайт «Остроумка» ориентирован на занятия с малышами.

Как заниматься?

  1. Стремимся к осмысленному действию, чтобы приобрести опыт. Показываем, что и для чего нужно, что и как делать. Ребенок может совершать ошибки, но именно так он получает опыт. Например, надев на пирамидку сначала маленькое колечко, кроха поймет, что большое он уже не наденет. Ни в коем случае нельзя говорить «ты делаешь неправильно». Просто показываем, что можно сделать «по-другому» и будет другой результат.
  2. Вовлекаем малыша в помощь по дому (помыть тарелку, вытереть пыль, подмести, перемешать салат и пр.). Это будет для него бесценным опытом.
  3. Развиваем тактильные ощущения (играем с пластилином, крупами, песком, водой, снегом, льдом, трогаем различные ткани и поверхности). Каждое новое ощущение – это маленькое открытие!
Проводим короткие творческие занятия, самым маленьким даем «свободу творчества». Ребенок 1-2 лет еще не умеет четко следовать правилам. Для начала ему нужно изучить то, с чем он имеет дело: покалякать кисточкой не только на бумаге, но и вокруг, порвать цветную бумагу, поковырять клей. И это абсолютная норма. Пусть убедится, что клей-карандаш – мягкий и липкий, что при повороте основания он выдвигается и пр. Комментируйте все его действия, и, конечно, показывайте, как использовать предмет по назначению.

Какие игрушки подойдут для развития мышления?

  • Сортеры;
  • Пирамидки;
  • Стаканчики;
  • Кубики;
  • Конструкторы;
  • Шнуровки;
  • Рамки-вкладыши;
  • Простые пазлы;
  • Базовые игрушки (куклы, машинки с кузовом, основные животные, музыкальные игрушки, фрукты и овощи, посудка и т.п.)

Игры на мышление для самых маленьких

  1. Достаем нескольких игрушечных животных и издаем характерные для них звуки. Сажаем их поочередно в домик (или прячем), затем достаем в разной последовательности и просим ребенка изобразить, кто и как «говорит». Второй вариант игры: издаем звук сами, не показывая животное, а ребенок должен назвать его.
  2. Путешествуем по дому и рассказываем игрушке, что и для чего нужно.
  3. Прячем котенка в разные места (на стол, под стул, за штору), проговариваем вслух, куда спрятали, а затем проделываем то же самое еще раз спрашиваем у малыша, где котенок?Подобным образом отрабатываем понятия «назад-вперед», «быстро-медленно» и пр.
  4. Накрываем 2-3 стаканчиками соответствующее количество предметов, предварительно назвав их, меняем стаканчики местами и спрашиваем, где лежит определенный предмет.
  5. Показываем три игрушки. Прячем одну и спрашиваем, чего не хватает?
  6. Играем со стаканчиками – вкладышами и проверяем, что с ними можно делать? (ставить друг на друга, вкладывать, что-то в них класть, сортировать по размерам). Проверяем, в какой из стаканчиков поместится больше камешков, а в какой меньше.
  7. Подбираем подходящие по размеру игрушки для большой и маленькой куклы. Даем маленькой кукле большое платье, а большой – маленькое. Ребенок должен понять, почему платья нужно поменять местами. Таким же образом можно менять местами чашки, тарелки, стулья и пр.
  8. Раздаем печенье членам семьи: папе много, маме поменьше, малышу – чуть-чуть
  9. Разрезаем картонные геометрические фигуры пополам, перемешиваем, а затем ищем и соединяем нужные части.

Наглядно-образное мышление (4-5)

Ребенок учится мыслить образно. Он уже накопил достаточно опыта, чтобы понимать свойства предметов. Он знает, что вода жидкая и льется, что диван мягкий и пружинит, что камень на земле тяжелый и т.п.

Он способен представить предмет, а затем начать действовать.

Ребенок с удовольствием занимается с карточками, при этом реальные предметы уже можно не использовать. Воображение развито настолько, что он может «пить» из воображаемой чашки и «кормить» воображаемого тигра, т.е. ребенок переходит от действий с предметами к действию с образами.

Помните, новые образы развивают интеллект, поэтому не навязывайте ребенку шаблонные представления и готовые схемы, а позволяйте «творить».

Постепенно «наглядность» уходит на второй план и мышление становится «образным». У ребенка повышается познавательный интерес: он читает книги, смотрит интересные программы, обсуждает актуальные проблемы и т.д.

Словесно-логическое мышление

Примерно с 7 лет ребенок начинает мыслить не образами, а понятиями (общими и отвлеченными). Ребенок абстрагируется от конкретного образа, мысленно оперирует свойствами предметов. Он с легкостью определяет признаки предмета, классифицирует их, опирается на логику и известные понятия.

Игры и занятия на мышление для детей от трех лет

  1. Конструирование (разнообразные конструкторы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки и др.);
  2. Прохождение лабиринтов;
  3. Пазлы;
  4. Головоломки и различные логические игры;
  5. Рисование;
  6. Чтение с анализом; дополнение рассказа (вставить пропущенную часть, придумать другой финал).
  7. Нахождение лишнего предмета среди ряда предметов;
  8. Карточки с картинками (определять последовательность истории);
  9. Описание предметов по наводящим вопросам;
  10. Путаница (где чей хвост/где чей домик и пр.);
  11. Можно побуждать ребенка исправить ошибку и дать верный ответ (у машины квадратные колеса/лимон сладкий?);
  12. Группировка предметов по признаку (только большие предметы, только квадраты, только мягкие, только съедобные, только желтые и т.п.);
  13. Объединение понятий в 1 группу (одежда, животные, посуда и пр.);
  14. Бросание друг другу мячика: слон какой/дорога какая/апельсин какой?
  15. Нахождение общих признаков. Например, чем похожи пчела и муха? (летают);
  16. Дорисовывание картинки, в которой чего-то не хватает;
  17. Дорисовывание кляксы (ребенок включает фантазию и пытается «увидеть», но что она похожа);
  18. Создание картинки из геометрических фигур (что можно сделать из прямоугольника, круга, квадрата?).

Занимаясь с малышом, не относитесь к процессу формально, не увлекайтесь «сухими схемами», которые «натаскивают» и «обучают». Покажите крохе многообразие мира, вкусов, запахов, предметов, не забывайте об играх на мышление. Пусть ребенок пройдет полноценно каждую из стадий развития мышления и получит важные знания. Только тогда он будет развиваться гармонично!


 

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Оглавление


    Смотрите также

    Раннее обучение чтению - за или против

    Ряд прогрессивных методик обучения чтению видят перспективы для развития малыша в том, чтобы научить его самостоятельно читать как можно раньше. Какие же аргументы за и против существуют в пользу обучения чтению в раннем возрасте?
    Подробнее

    Логопедические игры для детей 2-3 лет

    Помочь ребенку «разговориться» могут и сами родители, ведь именно им кроха всецело доверяет. Логопедические игры для детей 2-3 лет способствуют становлению речи и побуждают их использовать накопленный пассивный запас слов.
    Подробнее

    Сюжетно-ролевые игры для детей трех лет

    Сюжетно-ролевые игры для детей трех лет очень важны, ведь они развивают личность ребенка, пробуждают познавательный интерес к самым разным сферам деятельности. Малыши стремятся овладеть новыми навыками, подражая взрослым. 

    Подробнее