Как научить ребенка самоконтролю?

Как научить ребенка самоконтролю?
Как научить ребенка самоконтролю?

Самоконтроль – это способность контролировать эмоции, мысли, поведение. Благодаря самоконтролю действия становятся осмысленными, выверенными. Взрослые люди имеют сформировавшуюся психику, опыт, поэтому могут обуздать эмоции. А как научить ребенка самоконтролю? Давайте разбираться вместе!

Учим ребенка самоконтролю

Самоконтроль начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это длинный и тернистый путь, который Вы должны помочь пройти малышу. Кто, если не мама с папой направят, подскажут, поддержат?
Самоконтроль напрямую связан с дисциплиной. Без первого невозможно второе.  Вы задумывались, почему маленькие дети непослушные? Ответ прост – они себя слабо контролируют и не способны прикладывать усилия, чтобы преодолеть свои желания. Фраза «посиди 5 минут» для трехлетнего ребенка пустой звук. Он не имеет ни малейшего представления о том, сколько эти 5 минут продлятся и уж точно не будет сидеть спокойно. Он просто не может управлять своим поведением. Те немногие дети, которые способны посидеть спокойно, делают это благодаря темпераменту, а не самоконтролю.
Нужно понимать, что малыш не слушается Вас не специально! Вокруг столько отвлекающих факторов: красивый камушек лежит, птичка пролетела, листик с дерева упал и пр. Ну как тут удержаться и не начать исследовать интересующий объект! Дети настолько увлекаются конкретной ситуацией, что не способны ее контролировать, их поведение становится произвольным.
После трех устанавливаются первые причинно-следственные связи. Ребенок начинает осознавать, что невыполнение правил приводит к определенным последствиям (не убрал игрушки – не посмотрел мультик), у него появляется мотивация соблюдать существующий в семье режим (съел суп – пошел гулять).

Когда доводы бессильны...



Взрослым кажется, что если ребенок умеет разговаривать, то он должен воспринимать полученную информацию и следовать указаниям. 


Однако поведение дошкольника не подчиняется инструкциям. Он может начать выполнять поручение, но отвлечься в любой момент. Именно поэтому нам приходится много-много раз повторять одно и то же, рассказывать, как себя вести:

«Мы с тобой находимся в больнице. Тут нельзя шуметь!»
«Не прыгай на кровати. Уже поздно - малыши легли спать!»
«Не трогай грязный забор. Сейчас опять руки в рот потащишь, и все микробы будут там».

Нужно понимать, что маленькие дети слабо воспринимают эти пламенные доводы.

Полезные советы

  • Используйте практические методы: проигрывайте различные ситуации. Пусть кукла возьмет в рот грязные пальчики и у нее заболит живот.  Наглядный пример более эффективен.
  • Старайтесь создать вокруг ребенка такие условия, чтобы у него не возникало искушения делать «неправильные вещи». Например, в больнице малыш может шуметь не из вредности, а от скуки. Значит, нужно его занять – почитать книгу, поиграть в простые игры.
  • Перед сном создайте умиротворяющую атмосферу, исключите подвижные игры, включите расслабляющую музыку, займитесь спокойным делом.
  • Позвольте крохе пережить эмоции, прочувствовать их. Не запрещайте плакать, сердиться, учите спокойно реагировать на ошибки. Акцентируйте внимание на переживаниях ребенка при помощи активного слушания (проявите участие, отражайте его чувства в разговоре – это поможет наладить контакт): «Я вижу, ты расстроен, я понимаю тебя. Почему ты грустишь? Что ты чувствуешь?» Дайте малышу понять, что есть множество вариантов решения проблемы, обсудите их вместе. Важно научить чадо осмысленно и адекватно реагировать те или иные ситуации.

Игры для развития самоконтроля

Как же научить ребенка трех лет самоконтролю? Конечно, это навык лучше всего формируется в игре!

Что делает игру более эффективной?
  1. Простота правил. Правила должны соответствовать возрасту, быть понятными и простыми (поднять руки по хлопку; побежать по свистку; передать предмет по цепочке и т.п.)
  2. Принцип подражания. Желательно играть с группой детей. Они смотрят на поведение друг друга и гораздо быстрее усваивают правила игры.
  3. Интересный сюжет. В сюжетно-ролевых играх ребенку гораздо легче контролировать себя, потому что им движет интерес, значит, есть мотивация соблюдать правила игры.
  4. Осмысленное действие. Помогите крохе осмыслить действие, по ходу игры задавайте наводящие вопросы: «Что ты делаешь? А зачем ты это делаешь? А что у тебя получится в итоге?» «Ты строишь дом? А кто в нем будет жить?

1. «Сигнал к действию»

Покажите ребенку несколько картинок и попросить назвать, что на них изображено, только сделать он это должен не сразу, а по сигналу (хлопок, свист, счет до 3-х и т.п.).
Кроха в такой игре учится сдерживать свой порыв и контролировать действие.

2. «Зайка спрятался»

Разыграйте сюжет: зайка на глазах детей прячется от волка и просит не выдавать его, иначе волк его съест. Приходит волк, ищет зайца и обращается к малышам за помощью. Конечно, большинство детей будут не в состоянии сдержаться и укажут волку на укрытие. Напомните им еще раз, что нужно спасти зайку, а, значит, волку нельзя рассказывать, куда тот спрятался. Для большей наглядности поднесите палец ко рту и скажите «тссссс». Проиграйте ситуацию несколько раз.
Игра помогает проанализировать ситуацию и действовать логично, не поддаваясь эмоциональному порыву.

3. «Пока музыка играет»

Включите веселую песенку и позвольте детям делать все, что их душе угодно: бегать, прыгать, танцевать, но как только музыка заканчивается, они должны сесть на стульчики и положить руки на колени.

4. «Многоэтапная поделка»

Попробуйте сделать совместную творческую работу в несколько этапов. Сначала спланируйте ее вместе (обсудите подробно, что вы хотите сделать) – это отлично развивает память и внимание. Выберите интересную тематику поделки. Важно в течение нескольких дней поддерживать интерес малыша, чтобы он не потерял цель. «Сегодня мы раскрасили робота, а завтра мы украсим его костюм.  Давай вместе выберем пуговки».
Ребенок должен четко понимать, что и для чего он делает!

Важные выводы!!!
Как же научить ребенка самоконтролю?

  1. Не принуждайте кроху что-либо делать, а помогайте осознать свои желания.
  2. Давайте ребенку право выбора, чтобы чувствовал значимость своих решений.
  3. Разговаривайте, обсуждайте прошедшие события, планируйте предстоящие, напоминайте об обязанностях и устанавливайте четкие границы и правила.

Сначала малыш подчиняется исключительно эмоциям, но постепенно он начинает контролировать свое поведение.
Формирование самоконтроля у ребенка – важная задача каждого родителя, ведь только они могут помочь чаду справляться с тревогами и волнениями, переживать первые трудности, обиды и неудачи, учиться осознавать свои эмоции и контролировать их.

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Цветные опыты для малышей

Хотите окунуться в мир волшебства и превращений? Предлагаем Вашему вниманию цветные опыты для малышей! Существуют такие вещества, которые меняют цвет в кислоте и в щелочи. Называются они индикаторы. Для ребенка это слово новое и сложное. Его суть он поймет несколькими годами позже, а пока ему достаточно просто увидеть первые химические опыты с изменением цвета и восхититься этим маленьким чудом!

Подробнее

Сказка "Удивительное путешествие елочной игрушки"

Однажды на фабрику елочных игрушек пришло важное письмо! В нем было написано, что для самой большой ёлки в городе нужно изготовить лучшие игрушки!

Подробнее

Неговорящий ребенок. Запускаем речь

Так что же делать, если ваш ребенок никак не хочет разговаривать? Бить тревогу или ждать? Что поможет разговорить малыша? Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью.

Подробнее

Какие книги читать ребенку в 1-2 года?

Книги занимают особое, очень важное место в жизни крохи. Они позволяют получить сведения о том, что его окружает, утоляют жажду знаний и погружают в удивительный мир стихов, сказок и безграничных фантазий! Какие книги читать ребенку?

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв