Как научить ребенка самостоятельности?

Как научить ребенка самостоятельности?
Как научить ребенка самостоятельности?

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был ответственным, самостоятельным. Воспитывая самостоятельность, мы формируем волевые качества, растим уверенную личность. Кроха быстро взрослеет, начинает разговаривать, все понимать. Появляются первые обязанности: уборка игрушек, читка зубов, мыть рук... Есть малыши, которые в год едят сами, в два одеваются, но так бывает не всегда: детки разные и проявляют инициативу в разное время, в разной степени. Как научить ребенка самостоятельности? Задача родителей проявить деликатность, максимально мягко, ненавязчиво подтолкнуть чадо к проявлению инициативы и первым самостоятельным действиям.

Учим ребенка быть самостоятельным

Прежде чем ребенок овладеет определенным навыком, он должен пройти через этап наблюдения и многократных попыток выполнить действие. 

Этапы 

  • Ребенок просто наблюдает.
  • Ребенок начинает интересоваться процессом, предпринимает первые неумелые и неуверенные попытки к самостоятельному действию.
  • Ребенок проявляет активные попытки к самостоятельности, но не может справиться без помощи взрослого.
  • Ребенок может справиться без помощи взрослого, но нуждается в контроле.
  • Ребенок полностью все делает самостоятельно

На освоение любого навыка малышу потребуется немало времени.

Поддержка детской инициативы

  1. Давайте ребенку посильные задачи. В силу возраста он многого не умеет, поэтому важно создавать «ситуации успеха». Поручения должны быть элементарными и выполняться без труда. Попросите выбросить фантик, положить корзину грязные колготки, убрать чашку со стола, протереть тряпочкой пыль, принести салфетки и т.п. (нужные вещи и предметы должны находиться в зоне досягаемости малыша).
  2. Позвольте крохе ощутить собственную значимость и нужность.
  3. Меньше критикуйте его и чаще хвалите. Помните: крохе важна поддержка!
  4. Акцентируйте внимание на действиях, которые привели к хорошему результату («Как аккуратно ты повесил свои штанишки»/«Как хорошо ты вымыл свои ручки»/«Как чисто стало в комнате, когда ты убрал игрушки»).
  5. Не забывайте о личном пространстве ребенка, давайте свободу выбора. Не старайтесь контролировать и подчинять правилам все вокруг. Дайте малышу немного свободы. Пусть у него будет свой уголок, где все лежит так, как хочет он. Позвольте ему иногда выбирать что есть/что надеть/чем заняться.
  6. Учитывайте темперамент ребенка и не пытайтесь его «переламывать». Некоторым детям самостоятельность дается нелегко, т.к. они медлительны по своей природе или неспособны удерживать внимание. Не давите на них, не подгоняйте – это усугубит ситуацию. Дайте им время - и все наладится.
  7. Учитывайте возраст ребенка. Моторика ребенка 2-3 лет еще недостаточно развита, и ему попросту тяжело справиться с молнией или пуговицами. Дайте ему возможность потренироваться и вскоре Вы увидите результат.
  8. Не путайте самостоятельность со вседозволенностью. Родители должны обеспечить крохе полную безопасность и присмотр. Никаких острых ножей, кипятка и т.п.
  9. Активно вовлекайте ребенка в процесс, не стремитесь все сделать сами. Помогайте при необходимости (если малыш не может справиться), не торопите, позвольте попробовать сначала самому, а уже потом предложите помощь. Не подавляйте инициативу, иначе кроха перестанет ее проявлять. Если Вы не готовы полностью доверить чаду процесс чистки зубов, мытье, используйте маленькую хитрость. Дайте возможность малышу выполнить действия самостоятельно,  а потом «проверьте», как у него это получилось. Скажите: «Щеточка сейчас проверит, как ты почистил зубки (почистите зубы еще раз). Ой, как хорошо почистил! Какие зубки белые! А вот этот зубик щеточка хочет почистить еще раз, чтобы он заблестел». По такой же схеме приучайте и к гигиеническим процедурам. Пусть мочалка «проверяет», хорошо ли ребенок помылся.
  10. Скажите «нет» перфекционизму и чрезмерному контролю. Малыш не сможет в силу возраста сделать все, как взрослый. Подметая крошки, половину он просто разметет по комнате, помогая печь Вам пирог, просыплет муку и пр. Позвольте ему ошибаться, делать что-то не слишком хорошо, неправильно. Любой челочек, берясь за новое дело, терпит неудачи, учится на ошибках. Старайтесь не делать слишком много замечаний, не контролировать каждое действие ребенка, избегать фраз «Ты делаешь плохо/неправильно/дай покажу, как надо». Вы можете по-доброму посоветовать, но не критиковать. («Давай подметем еще раз вместе. Смотри, как можно аккуратно смести крошки прямо в совок»/«Если отставить кружку, то ты не заденешь ее рукой и не прольешь компот»/«Если надеть нагрудную салфетку, то кофточка останется чистой»).
  11. Подавайте положительный пример. Родители для детей – образец во всем.  Если Вы требуете чистоты, то соблюдайте ее сами! Малышу сложно будет понять, зачем и для чего ему следовать правилам, которым Вы не следуете сами.
  12. Не общайтесь в приказном тоне. Не требуйте и не приказывайте – это не приведет лишь к нежеланию подчиняться правилам. Ребенок – маленькая личность. Всегда разговаривайте с ним вежливо, объясняйте и поясняйте в спокойном тоне.
  13. Проявите терпение. Помните: крик отобьет желание к самостоятельным действиям. Держите себя в руках, не показывайте раздражения.
  14. Дайте почувствовать ответственность за свои действия. Если ребенок освоил навык (научился одеваться), сделайте это зоной его ответственности. Не убрал игрушки – не смог найти нужную/наступил и заплакал/случайно сломал и т.п.
  15. Используйте полезные фразы, которые мотивируют малыша ухаживать за собой:
«Щетка, как храбрый солдат, борется с вредными микробами на зубах! Давай скорее прогоним их!»
«Что это сверкает, как снег? Это твои зубки. Ты их почистил, и они стали белыми-белыми!»
«Папа, представляешь, ребенок сам вымыл руки! Я даже не помогала!»
«Посмотри, какой ты чистый, красивый, приятно пахнешь. Сам умыл личико, вымыл ручки, ножки, как большой!»
«Какие грязные ботиночки! Давай один протрем тряпочкой. Смотри, один ботинок стал чистый и красивый, как новый, а другой остался грязным. Ему грустно быть грязным. Нужно помочь бедняжке! Когда на ножках грязные ботинки – это некрасиво!»
«Ты покушал, а тарелочку не убрал. Если ты уберешь тарелку со стола – мне будет приятно! Спасибо, помощник мой».


И не забывайте о логоритмических стишках! С ними учиться самостоятельности будет куда веселее! 


Я помою свои ножки – вот так!
И потру я их немножко – вот так!
Ручки я помою тоже, вот так!
Мыло в этом мне поможет, вот так!
Мойтесь глазки, мойтесь ушки!
Мойся, Машина макушка...

Теперь Вы знаете, как научить ребенка самостоятельности. Помните: любовь, терпение и поддержка творят чудеса. Верьте в малыша, и у него все обязательно получится!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

5 способов увеличить словарный запас ребенка

Речь малыша – показатель его умственного и психоэмоционального развития. Хороший словарный запас у ребенка помогает ему выстраивать коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками, овладевать новыми знаниями, развивать интеллект, самовыражаться.

Подробнее

Первые игры-ходилки для малышей

Игры-ходилки для детей чрезвычайно полезны: они не только расширяют кругозор малыша, но и закладывают такие качества, как внимательность, усидчивость, целеустремленность, а еще они отлично развивают эмоциональную сферу, воображение, ведь в основе игры – сюжет, наполненный приключениями.

Подробнее

Йога для детей: получаем удовольствие

Мы, взрослые, способны к самоконтролю и концентрации, а как быть с детьми? Могут ли они постичь премудрости йоги и медитации? Может показаться, что им это не под силу, но поспешим уверить Вас в обратном. Заниматься йогой с детьми важно и нужно!

Подробнее

Чем уникальны первые три года жизни малыша?

Три года - это много или мало? Научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте наш организм обладает огромными резервами для адаптации к внешним условиям, а также - физического, интеллектуального и личностного роста.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв