Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
Логопедические игры для детей 2-3 лет

Логопедические игры для детей 2-3 лет

Логопедические игры для детей 2-3 лет
Довольно часто родители сталкиваются с такой проблемой, как задержка речевого развития у ребенка. Детки молчат до 3 лет, а то и дольше. Чаще всего это является признаками ЗРР (задержки речевого развития), которая характеризуется отсутствием фразовой и связной речи к 3 годам. Бить тревогу, конечно же, не стоит, но и бездействовать тоже не лучший вариант, ведь иногда проблема кроется глубже, и важно не упустить момент. Зачастую нужна помощь логопеда. Специалист в занятиях применяет индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного малыша. Помочь ребенку «разговориться» могут и сами родители, ведь именно им кроха всецело доверяет. Логопедические игры для детей 2-3 лет способствуют становлению речи и побуждают их использовать накопленный пассивный запас слов.

Секреты успешных логопедических игр


  • Начинать нужно с малого. Первоочередная задача – это формирование подражательной речевой деятельности. Ваша речь должна быть простой, ясной, действия четкими и понятными. Взрослому необходимо быть максимально активным и уметь вести за собой ребенка.
  • Занятие должно быть простым и коротким (не более 10 минут). Важно не перегружать кроху.
  • Не забывайте о смене деятельности. Желательно в запасе иметь несколько игр.
  • Интерес ребенка – гарант успеха. Не будет интереса – не будет и эффекта.
  • Занятие должно быть наглядно-практическим, чтобы ребенок четко видел и понимал, что происходит и принимал в процессе активное участие.
  • Хвалите и поддерживайте малыша, создавайте атмосферу позитива и доброжелательности. Это поможет ему расслабиться, почувствовать уверенность, побороть стеснение и страх.
  • Повторение – мать учения. Повторяйте одни и те же игры и слова вновь и вновь. Не торопите события.

Игры на развитие общего подражания

Этапы:

1. Учим ребенка повторять отельные элементарные движения (похлопать/потопать/попрыгать/покружиться).
Пример упражнения:
По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ – топ, топ – топ (топаем ногами попеременно)
2. Учим ребенка последовательно выполнять разнообразные движения (бегать, поднимать и опускать руки, махать руками, присаживаться, выполнять пальчиковую гимнастику и пр.).

Пример упражнения:
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали (ребенок бегает и машет руками).
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю!
(ребенок присаживается и пальчиком стучит по ладошке)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(ребенок хаотично пощипывает себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
(ребенок прыгает)
А собачка прибежала и всех пташек распугала.
(ребенок убегает, размахивая руками)
3. Учим взаимодействовать с игрушками и выполнять набор действий (умыть куклу, усадить за стол, покормить).
Пример упражнения в стихах:
Кукла Маша хочет кушать,
Кукла Маша просит грушу.
Машу нужно нам умыть
И за столик посадить.
Личико умоем Маше,
Маша нам «спасибо» скажет.
Кушай, Маша, грушу – НА,
Очень вкусная она.
(сначала выполняем все действия сами, демонстрируя их ребенку, затем просим выполнить самостоятельно, просим повторить слово «на»).

Игры на развитие речевого подражания

Этапы:

 1. Учим воспроизводить отдельные звуки:

 «Ааааа» - убаюкиваем куклу/изображаем, как кукла плачет/поем песенку.
Обратите внимание на то, что «Аааа» в каждом отдельном случае произносится по-разному. Продемонстрируйте это малышу при помощи интонации.
«Уууууу» - показываем, как воет волк.
«Ооооо» - удивляемся.

Примеры упражнений:
Самолетик загудел: уууу,
Самолетик полетел: уууу (ребенок повторяет «уууу»)
Он летел-летел, кружился –
На полянку приземлялся (ребенок присаживается).
«Кто к нам пришел. Это волк» Как волк воет? Ууууууу! Ляля испугалась волка, ляля плачет: «Аааааа». Как ляля плачет? Давай ее пожалеем: «Не плачь, ляля». Давай поругаем волка: «Но-но-но, волк, не пугай лялю» (грозим пальчиком).
2. Учим подражать голосам животным (му, бе, ме, ав-ав, мяу), музыкальным инструментам (бам, бом, динь-нинь, ду-ду), учим изображать звуки транспорта (ту-ту, би-би), побуждаем называть отдельные слоги, которыми кроха заменяет слова.
Важно не просто просить ребенка повторить звуки и слоги, а создать игровую ситуацию.
Животные должны обязательно прийти в гости к ребенку и вступить с ним в диалог. Мама выступает как сторонний наблюдатель, который побуждает малыша к речевому действию.
Примеры упражнений:
Накройте стул покрывалом, соорудите домик и ожидайте гостей.
«Тук-тук-тук. Кто там? Это кто к нам пришел? Это ослик. Как ослик делает? Иа-Иа. Заходи, ослик, к нам в домик. Ой, еще кто-то пришел. Это кто? Собача. Как собачка делает? Ав-ав» и т.д.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолочённая.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Прянички покушать.
(ребенок изображает игру на дудке и дудит).
Прежде, чем выполнять это упражнение, для наглядности поиграйте с настоящей дудочкой и покажите, как в нее дудеть.

3. Создаем игровые ситуации, в которых он будет употреблять простые слова типа «ляля», «киса», «зая», «пока», а также слова-глаголы «дай», «на», «стой», «иди», «лови», «кати», «держи», «бросай» и пр.
Ничего страшного, если кроха будет воспроизводить их не точно и заменять некоторые звуки. Для малышей используем упрощённые варианты слов: не купаться, а «купи-купи», не кушать, а «ням-ням», не ходить, а «топ-топ» и пр.
Пример упражнения:
Топ-топ-топ. Кто это в гости к нам идет? Киса. Давай скажем: «Привет, киса». Где у кисы глазки, где носик, где ушки, где хвостик? Давай угостим кису сосиской. Положи сосиску на тарелочку. Скажи: «На, киса, кушай». Кисе пора домой. Давай скажем ей: «Пока, киса».

Такие логопедические игры для детей 2-3 лет обязательно станут толчком к становлению и развитию речи. В других статьях мы поговорим о том, при помощи каких упражнений можно развивать конкретные звуки и аморфные слова-корни типа «би-би», «тук-тук» и др. Почаще и с удовольствием играйте с крохой!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Оглавление


    Смотрите также

    Звукопроизношение у детей в первый год жизни

    Важное место в становлении речи ребенка отведено именно родителям. Благодаря их наблюдательности, чуткости и огромной любви к своему чаду зависит, возникнут ли проблемы со звукопроизношением малыша в будущем.
    Подробнее

    5 мифов о раннем чтении

    5 мифов о раннем чтении. Когда учить ребенка читать? Сторонники и противники раннего обучения чтению без устали ломают копия на интернет-форумах и на страницах научно-популярных изданий, пытаясь найти ответ на вопрос.
    Подробнее

    Планета Земля – объяснение для детей

    Малыш растет, у него появляется все больше вопросов об окружающем мире. Наступает момент, когда родители знакомят свое чадо с азами географии. Планета Земля для детей – это нечто абстрактное и неизведанное. Что представляет собой наша планета, какая она? Кто ее обитатели? Какие существуют материки и страны? Крохе предстоит это постепенно узнавать.
    Подробнее