Секреты успешных логопедических игр
- Начинать нужно с малого. Первоочередная задача – это формирование подражательной речевой деятельности. Ваша речь должна быть простой, ясной, действия четкими и понятными. Взрослому необходимо быть максимально активным и уметь вести за собой ребенка.
- Занятие должно быть простым и коротким (не более 10 минут). Важно не перегружать кроху.
- Не забывайте о смене деятельности. Желательно в запасе иметь несколько игр.
- Интерес ребенка – гарант успеха. Не будет интереса – не будет и эффекта.
- Занятие должно быть наглядно-практическим, чтобы ребенок четко видел и понимал, что происходит и принимал в процессе активное участие.
- Хвалите и поддерживайте малыша, создавайте атмосферу позитива и доброжелательности. Это поможет ему расслабиться, почувствовать уверенность, побороть стеснение и страх.
- Повторение – мать учения. Повторяйте одни и те же игры и слова вновь и вновь. Не торопите события.
Игры на развитие общего подражания
Этапы:
1. Учим ребенка повторять отельные элементарные движения (похлопать/потопать/попрыгать/покружиться).По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ – топ, топ – топ (топаем ногами попеременно)
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали (ребенок бегает и машет руками).
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю!
(ребенок присаживается и пальчиком стучит по ладошке)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(ребенок хаотично пощипывает себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
(ребенок прыгает)
А собачка прибежала и всех пташек распугала.
(ребенок убегает, размахивая руками)
Кукла Маша хочет кушать,
Кукла Маша просит грушу.
Машу нужно нам умыть
И за столик посадить.
Личико умоем Маше,
Маша нам «спасибо» скажет.
Кушай, Маша, грушу – НА,
Очень вкусная она.
(сначала выполняем все действия сами, демонстрируя их ребенку, затем просим выполнить самостоятельно, просим повторить слово «на»).
Игры на развитие речевого подражания
Этапы:1. Учим воспроизводить отдельные звуки:
«Ааааа» - убаюкиваем куклу/изображаем, как кукла плачет/поем песенку.
«Ооооо» - удивляемся.
Самолетик загудел: уууу,
Самолетик полетел: уууу (ребенок повторяет «уууу»)
Он летел-летел, кружился –
На полянку приземлялся (ребенок присаживается).
Важно не просто просить ребенка повторить звуки и слоги, а создать игровую ситуацию.
Животные должны обязательно прийти в гости к ребенку и вступить с ним в диалог. Мама выступает как сторонний наблюдатель, который побуждает малыша к речевому действию.
Накройте стул покрывалом, соорудите домик и ожидайте гостей.
«Тук-тук-тук. Кто там? Это кто к нам пришел? Это ослик. Как ослик делает? Иа-Иа. Заходи, ослик, к нам в домик. Ой, еще кто-то пришел. Это кто? Собача. Как собачка делает? Ав-ав» и т.д.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолочённая.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Прянички покушать.
(ребенок изображает игру на дудке и дудит).
3. Создаем игровые ситуации, в которых он будет употреблять простые слова типа «ляля», «киса», «зая», «пока», а также слова-глаголы «дай», «на», «стой», «иди», «лови», «кати», «держи», «бросай» и пр.
Ничего страшного, если кроха будет воспроизводить их не точно и заменять некоторые звуки. Для малышей используем упрощённые варианты слов: не купаться, а «купи-купи», не кушать, а «ням-ням», не ходить, а «топ-топ» и пр.
Топ-топ-топ. Кто это в гости к нам идет? Киса. Давай скажем: «Привет, киса». Где у кисы глазки, где носик, где ушки, где хвостик? Давай угостим кису сосиской. Положи сосиску на тарелочку. Скажи: «На, киса, кушай». Кисе пора домой. Давай скажем ей: «Пока, киса».
Такие логопедические игры для детей 2-3 лет обязательно станут толчком к становлению и развитию речи. В других статьях мы поговорим о том, при помощи каких упражнений можно развивать конкретные звуки и аморфные слова-корни типа «би-би», «тук-тук» и др. Почаще и с удовольствием играйте с крохой!