Опыты с водой: секреты успешного эксперимента
- Своевременная подготовка. Все необходимое подготовьте заранее. Маленькие дети не способны длительное время удерживать внимание, поэтому реквизиты должны быть под рукой.
- Привлечение внимания. Эмоционально обыграйте ситуацию. Скажите: «Сейчас я покажу тебе настоящее волшебство/чудо! Пошли скорее смотреть!» А, может, опыт вместе с вами захочет провести медвежонок или любимая игрушка Вашего чада? Уверены, Вы найдете способ заинтересовать кроху.
- Комментирование действий. Обязательно проговаривайте, что Вы делаете. При необходимости отвечайте на вопросы юного исследователя.
- Удовлетворение любопытства. Малышам важно все потрогать, понюхать, внимательно рассмотреть. Проводите безопасные опыты, в которых ребенок сможет принимать активное участие.
- Закрепление результата. Чтобы кроха понял суть процесса, спустя время вновь вернитесь к проведенному опыту и дайте более подробный комментарий к нему.
Опыт № 1. Стакан засасывает воду
Материалы и оборудование:- прозрачный термостойкий стакан;
- блюдце;
- горячая вода;
- средство для мытья посуды/пищевой краситель (по желанию);
- нарезанная кубиками поролоновая губка (по желанию).
Проведение опыта
- Налейте в стакан горячую воду, оставьте на пару минут, чтобы его стенки хорошо прогрелись. Тем временем налейте немного воды в блюдце (добавьте в блюдце каплю средства для мытья посуды или пищевой краситель).
- Вылейте из стакана горячую воду, дайте ребенку осторожно дотронуться пальцем до его стенки (он почувствует, что она горячая).
- Переверните горячий стакан дном вверх и поставьте в блюдце с водой. Наблюдайте, как по мере его остывания будет засасываться вода из блюдца, а затем и воздух.
- В конце опыта дайте ребенку дотронуться до стенки стакана и отметьте, что она стала холоднее. Объясните, что воздух (газ) при охлаждении сжимается, поэтому вода засасывается.
Для лучшего понимания процесса можно заполнить прозрачный сухой стакан нарезанной губкой, которая будет имитировать воздух. Поясните, что стакан охлаждается и пальцами придавите губку к его дну. Отметьте, что воздух сжимается, а вверху стакана появляется место, куда может поместиться еще воздух или, как в опыте, вода.
Опыт № 2. Пузыри из бутылки
Материалы и оборудование:- 2 воздушных шарика;
- прозрачная стеклянная бутылка;
- тазик или миска с теплой водой;
- перчатки или варежки, чтобы не замерзли руки.
Проведение опыта
- Пустую открытую бутылку положите в морозилку примерно на 15 минут.
- Пока бутылка охлаждается, надуйте два шарика до одинаковых размеров.
- Один из шариков поместите в морозилку.
- Налейте в миску/тазик теплую воду, достаньте из морозилки бутылку, дайте малышу прикоснуться к ней пальчиком: «Какая бутылка? Правильно, холодная!»
- Погрузите бутылку горлышком вниз в воду и наблюдайте, как из него появляются пузыри (Бутылочка делает «буль-буль». Ух ты!»).
- Спустя пару минут пузыри перестают выделяться. Попросите ребенка дотронуться до бутылки пальчиком («Наша бутылочка стала теплее!») Обратите внимание крохи на то, что воздух (газ) при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Холодная бутылка была заполнена холодным воздухом, когда мы достали ее из морозилки и погрузили в теплую воду, бутылка начала нагреваться, воздух внутри нее тоже нагрелся, расширился, ему стало тесно в бутылке и он вырвался наружу в виде пузырька.
Для лучшего понимания проведите вторую часть опыта – достаньте из морозилки шарик, сравните его размер и температуру с шариком, который не помещали в морозилку. Дайте ребенку шарик в руки. Холодный шарик начнет нагреваться и надуваться и достигает размеров первого шарика.
(«Посмотри, шарик совсем замерз, съежился от холода. В тепле шарику хорошо, и он снова начинает надуваться, становиться больше».)
*Пояснения в скобках даны для детей 1-2 лет
Опыт № 3. Давление
Материалы и оборудование- прозрачный стакан объемом 200-300 мл;
- вода;
- вырезанный из плотной бумаги круг диаметром на 1 – 2 см превышающим диаметр стакана;
- миска или тазик.
Проведение опыта
- Налейте в стакан воду. Попросите ребенка перевернуть стакан над миской. Вода из стакана, естественно, выльется.
- Повторите опыт, но воду налейте до самого верха, затем аккуратно, не допуская попадания пузырьков воздуха, накройте стакан кружочком плотной бумаги и аккуратно прижмите его к краям.
- Быстро, но без рывков переверните стакан над миской. Если все сделано правильно, вода не выльется.
А теперь дайте ребенку побаловаться – попросите стянуть лист бумаги со стакана, пока Вы держите его вверх дном. Как только бумага будет сдвинута, из него шумным водопадом выльется вода («Ура! Водопад!»)
Объясните малышу, что на нас, на все предметы вокруг давит воздух. Это называется «атмосферное давление». На стакан, на воду в нем тоже давит воздух, причем со всех сторон с одинаковой силой. Когда мы накрываем стакан с водой бумагой и переворачиваем его вверх дном, атмосферное давление давит на бумагу сильнее, чем жидкость в стакане, прижимает бумагу к краю стакана и не дает воде из него вытечь.
(«Вокруг нас много воздуха, который мы не видим. Воздухом мы дышим. Он, оказывается, очень сильный. Увидел воздух наш опыт и решил похулиганить и с водичкой побороться. Не захотел он водичку из стаканчика выпускать. Придавил своими невидимыми руками к краю и крепко держит бумагу. Ну и баловник! Но мы-то сильнее! Мы сейчас бумажечку дернем, и водичка выльется».)
Такие универсальные опыты с водой легко организовать дома. Малышам преподносите информацию в простой/сказочной форме, деткам постарше объясняйте суть доступным языком. Благодаря проведенным экспериментам, кроха познакомится с таким понятием, как «атмосферное давление», узнает, что оно действует на все, что нас окружает, а также выяснит с Вашей помощью, что газ (воздух) может расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Опыты для детей нужны, важны - они открывают «дверь» в мир наук! Успешных Вам экспериментов!