Гуляем и рассказываем о весне детям
Обязательно обращайте внимание на весенние изменения природы.Во время весенних прогулок кроха:
- пополняет словарный запас;
- обогащает знания об окружающем мире;
- развивает любознательность, наблюдательность, интерес к живой природе;
- расширяет знания по теме «времена года»;
- учится видеть красоту мира (развитие эстетического начала);
- развивает аналитические способности (учится сравнивать, анализировать и структурировать полученную информацию, делать выводы);
- учится различать растения, деревья, животных.
Кроме того, развиваются следующие виды восприятия:
- визуальное (форма, цвет, величина окружающих предметов);
- тактильное (ребенок трогает траву, почки на веточках, кору деревьев и т.п.);
- звуковое (звук капели, журчание ручьев, пение птиц и т.п.);
- обонятельное (запах талого снега, аромат первых цветов и т.п.).
1. Стихи, пословицы, поговорки, загадки о весне
Прочитайте своему чаду стишок о весне. В стихотворной форме новые знания усваиваются легче и веселее.Треснул лед!
Нам весна тепло несет!
Птицы велело поют,
По земле ручьи бегут!
Дня становятся длиннее,
Греет солнышко сильнее.
Вся природа оживает,
Радостно весну встречает!
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
***
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт (Весна)
2. Дни становятся длиннее, а ночи короче
«Посмотри, раньше мы просыпались и было темно, а сейчас стало светло. Это потому, что пришла весна! Солнышко раньше просыпается и радует нас! Теперь оно дольше будет гулять по небу и позже ложиться спать, а это значит, что и мы можем дольше гулять на улице».3. Солнце поднимается выше, светит ярче, греет теплее
Скажите крохе, что, когда наступает весна, зима не сразу уходит, а начинает вредничать и прятать солнышко за темными тучами, напускать метель, морозы, но она не может справиться с красавицей-весной. Снег начинает стремительно таять, небо становится чистым, ясным, ярко-голубым, а воздух – теплым. Зиме в итоге приходится уступить свои права. Из-за того, что погода улучшается, мы меняем одежду с теплой на более легкую (сравните зимнюю и весеннюю одежду).4. Со снегом происходят изменения
«Посмотри на снег. Что с ним происходит? Правильно, он тает и превращается в звонкие журчащие ручейки, растекающиеся повсюду. А почему весной снег тает? (потому что становится теплее)».Также обратите внимание ребенка на то, что снег весной в городе обычно бывает грязным, так как на него выхлопные газы автомобилей, дым, пыль и грязь.
5. Первые проталинки
Объясняем, что проталины – это такие участки земли, на которых растаял снег. Ищем на улице проталины.6. Набухающие почки, цветение деревьев
Обязательно следите за изменениями, происходящими с деревьями. Проговаривайте свои наблюдения вслух:«Посмотри на веточки дерева. На них ест маленькие почки, но они пока спят».
«Почки проснулись и набухли, потому что стало тепло. Сегодня они еще больше, чем были в прошлый раз. Внутри почек – маленькие листики. Совсем скоро они проклюнутся!»
Когда, наконец, увидите первые листики, восхититесь вместе их красотой и продолжайте наблюдать за тем, как они растут. Это очень завораживающее зрелище для малыша!
*Ради эксперимента можно взять небольшую веточку домой и посмотреть, что с ней будет происходить, если ее поставить в воду (в тепле листочки распустятся гораздо быстрее).
В конце весны насладитесь цветением деревьев (вишни, черемухи, яблони, сирени и пр.).
7. Ледоход
Расскажите, что весной лед в водоемах трескается. Льдины плывут, как настоящие корабли, врезаются друг в друга, переверчиваются! Снег тает, попадает в реки, озера, пруды. Иногда воды становится так много, что она даже начинает выливаться и затапливать землю вокруг.Если у Вас появится возможность вживую понаблюдать «ледоход», не пропустите это увлекательное зрелище.
8. Капель
Понаблюдайте за сосульками: «Ой, сосульки плачут. КАК-КАП-КАП! Зима закончилась, и они грустят. Послушай, как звонко падают капельки на землю. Воздух стал теплым и растопил лед».9. Прошлогодняя и свежая трава, первые цветы
Обратите внимание крохи на то, что трава под снегом прошлогодняя, но скоро появится молодая свежая травка: «Посмотри, какая под снегом травка: мокрая грязная, вялая. Она уже больше не будет расти. Скоро на ее месте вырастет новая, молодая травка: зеленая и пушистая». Когда малыш потрогает травку, обязательно спросите его, какая она на ощупь (мягкая, нежная и пр.).Прогуляйтесь по лесу и поищите первые цветы: подснежники, мать-и-мачеху, медуницу. Если такой возможности нет, то рассмотрите дома цветные картинки с изображением весенних цветов.
10. Возвращение птиц из теплых стран
Поясните, что птицы возвращаются из теплых стран, потому что становится тепло. Сначала прилетают грачи, соловьи, трясогузки, а затем и все остальные. Птицы начинают вить гнезда и откладывать яйца, а, значит, лишняя кормушка не помешает. Сделайте доброе дело и подкормите птичек. Прислушайтесь к их щебету: «Послушай, как радостно щебечут птички, как будто говорят: “Ура! Пришла весна!”»11. Завершение зимней спячки
Бурый мишка выходит из своей берлоги со своими медвежатами. Просыпаются ёжики, суслики, барсуки, тушканчики, лягушки, ящерицы, змеи, а также другие животные и насекомые. Теперь они смогут быть активными и без проблем добывать себе пропитание. Многие дикие животные, например, волки, обзаводятся потомством именно весной.12. Линька животных, смена шубки
Некоторые животные (зайцы, лисы, волки, белки) начинают линять и менять шубку с теплой на более легкую. Зайка меняет цвет шубки с белого цвета на серый, а белочка – с серого на рыжий.13. Весна в огороде
Уже ранней весной люди начинают сеять семена, сажать на огородах лук, морковь, укроп, петрушку, редис, горох.Закрепляем знания о весне
Чтобы проверить знания крохе по теме «весна» и обогатить его словарный запас, во время прогулок задавайте ему вопросы.- весной снег какой? (мокрый, грязный)
- весной солнце какое? (теплое, ласковое)
- какими весной становятся дни и ночи (дни – длинными, ночи – короткими);
- что весной делают птицы? (прилетают, вьют гнезда)
- весной на улице как? (тепло, хорошо, приятно)
-на что похожи сосульки? (на морковку)
- сосулька какая? (мокрая, холодная, длинная/короткая, твердая, толстая/тонкая)
- весной дни становятся… (длиннее)
Придя домой, отразите свои впечатления в творчестве. Например, нарисуйте с малышом весеннюю травку, капель, проталину, птичку в гнезде и т.п.
Теперь Вы знаете, как рассказать детям о весне простым языком. Присмотритесь внимательнее к миру вокруг: его цветам, звукам, запахам, там самым Вы поможете своему чаду полюбить природу и научиться совершать каждый день маленькие открытия.