Подробнее о методиках раннего развития Вы можете прочитать в нашей статье.
Самые популярные методики развития детей
Ранее развитие: хорошо или плохо?
У раннего развития есть поклонники и противники. Первые утверждают: до трех лет ребенок способен усвоить огромное количество информации, и нужно использовать этот потенциал; другие считают: многочисленные занятия утомляют малыша, лишают его детства. Где же истина? Где-то между. Заниматься однозначно нужно. В первые годы жизни познавательный интерес ребенка велик, и необходимо удовлетворять эту жажду познания. Но процесс не должен превращаться в изнуряющее обучение. Психика малыша нежная, а внимание кратковременно. Не стоит подчинять жизнь крохи строгому графику. Для гармоничного развития нужна свободная игра. Занятия должны проводиться, когда малыш расположен к этому.
Как развивать правильно?
Для многих ранее развитие – синоним раннего чтения, раннего счета и пр. Детей рано знакомят с искусством, живописью, взрослой поэзией, десятками оттенков цветов и пр. «Интенсивное» развитие не всегда идет на пользу, и может отбить у ребенка желание учиться.Может ли ребенок запомнить много информации? Может! Но насколько ему нужна эта информация? В качестве примера возьмем картины великих художников. Если каждый день демонстрировать малышу карточки-репродукции, он их запомнит и будет по просьбе показывать нужную. Это тренирует память, но зачем двухлетке это знание? Он забудет эту информацию, как только вы перестанете каждодневно показывать карточки. Лучше изучать то, что соответствует интересам ребенка прямо сейчас: животных, цветы, окружающие предметы. А еще лучше сначала это рассмотреть вживую, потрогать, а потом рассматривать картинки.
Если малыш выучил все буквы в полтора года, это еще не гарантия, что в 3 он будет читать. Чтение должно быть осмысленным. Едва ли это возможно раньше четырех лет.
Если ребенок считает до 10 и больше, это не значит, что он делает это осознанно.
Соблюдение важных условий сделает развитие полноценным:
- Занятия должны соответствовать возрасту.
- Занятия должны быть разнообразными (изучение окружающего мира, творчество, чтение, регулярные беседы, подвижные игры).
- Занятия должны быть интересны конкретному ребенку. Если малышу не по вкусу какой-то вид деятельности, стоит его отложить на время. Если кроха скучает и не хочет заниматься, нужно сделать перерыв/заняться чем-то другим.
- Не пытайтесь успеть все и сразу. Не делайте занятие слишком сложным. К примеру, изучая геометрические фигуры, не стоит параллельно сортировать их по цвету или пересчитывать. Это самостоятельные игры.
- Следуйте за потребностями крохи, а не своими желаниями. Не стоит увлекаться ранним развитием только потому. что это модно и популярно.
- Направляйте ребенка, проявляйте активный интерес к играм, будьте включенным родителем.
Что такое развивающая среда?
Ранее развитие невозможно без развивающей среды – среды, стимулирующей у крохи познавательный интерес: изучение предметного мира (интересные предметы, которые малышу хочется трогать, изучать). Это обогащает его тактильные, зрительные, слуховые ощущения.Ребенку важно чувствовать и действовать!
Раннее развитие в домашних условиях
Ребенку не обязательно приобретать дорогие игрушки. Любой предмет может стать развивающим, если взрослый продемонстрирует, как его использовать. Обыкновенное ведерко можно наполнить песком, водой, камнями/перевернуть, постучать по нему/взять в руку, раскачивать/покричать в него. Это все разные действия, но каждое дает ребенку опыт, новые знания.
Задача взрослого, предлагать те предметы, которые интересны ребенку.
В год дети обожают что-то куда-то запихивать, бросать предметы, греметь ими, все щупать. Организовать дома развивающую среду совсем не сложно.
- Сортером может стать коробка с отверстиями под карандаши, крышечки, кубики, детали от конструктора/дуршлаг, пароварка (запихивать можно макароны, спагетти)/коробочка от сахара-рафинада, да и просто пластиковая бутылка.
- В качестве материала для сортировки подойдут крупы (смешайте разные виды фасоли и сортируйте).
- Кастрюли могут стать музыкальными инструментами. Причем «музыка» будет разной в зависимости от силы удара и предмета, которым мы стучим (по которому стучим).
- Любая картинка, открытка, разрезанная на несколько частей, легко превратится в пазл.
- Сушки на палочке послужат счетами.
- Доска в руках умелого папы станет бизибордом, если приделать замочки, колечки, щеколды, ручки, молнии, шнурки и прочие интересные штуки.
- Кусочки разнофакрутрной ткани прекрасно подойдут для развития тактильных ощущений.
- Магнитная доска или фланелеграф станут домашним театром. Сделать их легко. Фигурки можно купить/смастерить (распечатываем картинки, ламинируем скотчем, приклеиваем магнитную ленту). Для фланелеграфа подойдут фетровые фигурки. Придумывайте вместе уникальные сказки. Это развивает фантазию и речь. Можно проводить занятия на разные темы (формы, счет, цвет, размер).
Не забывайте и о физическом развитии. Малышу нужно бегать, прыгать, учиться подниматься и спускаться со ступенек, преодолевать препятствия, лазить по шведской стенке, ходить по бордюрам, бревнам – тренировать вестибулярный аппарат.
Особенности развития детей
Все дети разные, но развиваются абсолютно все, просто с разной интенсивностью.Любая деятельность предметная, а, значит, развивающая.
Прежде чем малыш научится пользоваться предметом, он проделает с ним много манипуляций: будет бросать, куда-то запихивать, пробовать на зуб, пытаться сломать…
Со временем он поймет, как пользоваться предметом, для чего это нужно, начнет подражать действиям взрослого, научится переносить свойства одного предмета на другой (подметать пол пучком веток, «гладить» белье кубиком и пр.)
Поговорим о творчестве…
Современные мамы стремятся приобщить свое чадо к творческой деятельности. Это замечательно, однако для многих творить – значит реализовывать задумку взрослого. Мамы огорчаются, когда не получается воплотить в жизнь запланированное. Ребенок смешивает краски, разукрашивает все вокруг, но только не альбомный лист, окунает в краски игрушки, комкает пластилин, и никак не хочет лепить колобка? Взрослым следует выдохнуть и усвоить следующее:творчество не терпит шаблонности;
творчество – это не как у всех, не как надо, а как хочется ребенку;
свободное творчество – тоже развитие.
Советы для мам
- Учитесь быть творческими. Если рядом с ребенком творческая мама, ему не будет скучно.
- У каждого возраста свои задачи. Занятия должны соответствовать этим задачам.
- Не истязайте себя сложной подготовкой к занятиям. Зачастую мамы вырезают заготовки, предлагают это все малышу, а ему неинтересно. Проводите занятия «на скорую руку». Со временем Вы воплотите все свои задумки, и ребенок станет активно участвовать в процессе.
- Не будьте идеалистом! Не стремитесь, что все будет, как в книжке. Чужие дети – это чужие, а Ваш – это Ваш. И он такой, какой есть.
- Выделяйте время для ребенка. Это не занятия «между делом», а совместно проведенное время.
- Не забывайте о личном комфорте. Не обязательно идти на такие жертвы, как порванные книжки, изрисованные обои и одежда. Можно рисовать в ванне, рвать старые газеты и пр.
Предоставьте ребенку свободу и безопасное пространство! Пусть он взаимодействует с окружающим миром. Развиваться можно везде: дома, в песочнице, в парке, на детской площадке. Не бойтесь что-то упустить. Никогда не поздно получить новые знания. Ваша главная задача – сделать малыша счастливым!