Учим малышей считать. Простейшая математика

Учим малышей считать. Простейшая математика
Учим малышей считать. Простейшая математика
Мы учим считать малышей с самого раннего возраста. Если ребенок касается пальчиком предметов и называет цифры, это не означает, что он делает это с пониманием. Важно обучить ребенка не механическому порядковому счету, а осмысленному.

Учим малышей считать в игре


Как развить математическое мышление крохи? Играть! В играх ребенок «ощущает» цифры.

1. Создать игровую ситуацию, в которой ребенок будет взаимодействовать с предметами, выполнять математические операции.

2. Использовать наглядность в математических играх.

Ошибки родителей

Родители часто допускают в занятиях с малышами типичные ошибки:
  1. Пересчет предметов. Недостаточно просто посчитать предметы. Это может привести к «зазубриванию» цифр, на практике же ребенок не сможет справиться с простейшими математическими задачами. Пересчет можно использовать как дополнение к играм, не более того.
  2. Сложные задания, использование большого количества цифр. В занятиях двигайтесь от простого к сложному, не стремитесь освоить все и сразу. Сначала учите счету в пределах трех, потом пяти, потом десяти.
  3. Обучение без создания игровой ситуации, счет на листе бумаги. Эти способы можно применять с детьми после трех. Малыши познают мир через взаимодействие с предметами, игру. Предметы, нарисованные на бумаге, это нечто абстрактное, оценить их количество сложно.
  4. Сортировка по нескольким признакам (форма, цвет, размер). Множество задач запутает ребенка. Следуйте принципу: 1 игра – 1 задача.

Понятие парности

С чего начать занятия с малышами? С формирования понятия «парности»:
  • положите на ладошки крохи по яблоку («На этой ладошке яблоко, и на этой! 2 яблока у Маши!);
  • похлопайте отдельно каждой ладошкой по поверхности;
  • обведите ладошки/стопы на листе бумаги;
  • посчитайте у кукол ручки, ножки, глазки (обратите внимание, что носик один, а глаза – два и пр.).
  • развесьте при помощи прищепок носочки;

Варианты игр

  1. Играйте с пальчиками, считайте их. Прячьте пальцы, закрывая рукой. Для ребенка это будет сродни фокусу: «Ух ты! Пальчики пропали? Сколько осталось пальчиков? Два».
  2. Разбрасывайте по полу предметы, просите кроху их собрать в емкость. В таких играх он научится вычленять единичное из множества, заметит, что количество предметов на полу убывает, а в миске возрастает.
  3. Перевозите предметы на машинке (кладем и перевозим в кузове 1 кубик, затем еще один, еще один).
  4. Угощайте животных. Дети с радостью кормят кукол и игрушечных животных.
Важно!
Ребенку 1,5-2 лет достаточно освоить понятия «много», «мало», «ничего нет», «столько же», «больше-меньше», научиться счету в пределах 1-3.
Когда он будет свободно считать в пределах трех, переходите к счету до 5, с 3 лет – до 10.
Цифровые записи лучше начинать осваивать ближе к 3 годам.

 Вводим математические понятия

«Взаимно однозначное соответствие»

1. Устройте чаепитие. Соорудите стол. Усадите гостей на стулья (большие кубики). Каждому гостю раздайте по чашке и блюдцу. Чтобы выполнить действие, малышу нужно оценить количество присутствующих.

2. Спрячьте троих зайчат от волка. Для этого нужно построить три домика. Можно раздать материалы для строительства только двух домиков (кубики и пирамиды), а затем спросить, всем ли зайчатам хватило домиков? Малыш увидит, что одному зайке домика не хватило, значит, нужно помочь бедняжке и построить еще один.

Понятие «столько же»

1. Угостите гостей одинаковым количеством сушек (1-2). В процессе игры проговорите, что мишке вы дали 2 сушки, значит, зайке и лисичке нужно дать «столько же». Можно недодать одному гостю сушку. Пусть он расстроится и попросит дать ему еще. В итоге у него станет «столько же», сколько у всех.

2. Перед ужином просите ребенка разложить столовые приборы, например, ложки. «Папе дадим ложку, маме дадим ложку, и малышу дадим. Вот так! Каждому дали по одной ложке!»

Понятия «больше-меньше»

1. Угостите мишку и мышонка яблоками. Мише дайте больше яблок, потому что он большой, а мышонку – меньше, потому что он маленький.

2. В повседневной жизни привлекайте кроху к раздаче угощений для членов семьи «Папа у нас самый большой, ему дадим 3 конфеты, маме дадим 2, а тебе – 1».

Понятие «ноль»

Угостите игрушечных друзей лакомствами и изобразите, как они их поочередно и с аппетитом поедают. Малыши обожают подобные игры. «Мишка съел ягодку, еще одну, еще одну. Ой, ничего не осталось! Ноль ягод»/«У меня есть конфета. Я тебя ею угощаю. На, держи. У меня теперь нет конфеты. Ноль конфет».

«Сложение и вычитание»

Вот такие математические задачки можно проигрывать ежедневно, используя разные игрушки.

1. «У девочки Тани было 3 игрушки. Таня пошла гулять и взяла с собой игрушки. Одну игрушку одна дала Даше. На, Даша, поиграй! Сколько осталось у Тани игрушек? Две! Еще одну игрушку Таня отдала Маше. На, Маша, поиграй! Сколько осталось у Тани игрушек? Одна! Теперь у каждой девочки по одной игрушке, т.е. поровну».

2. «Машинка везет на стройку 3 кубика, чтобы построить трехэтажный дом. Один кубик выпал. Сколько осталось?»

3. «Мишка косолапый решил собрать в лесу много ягод. Он нашел 2 красных ягодки, 1 синюю, 1 желтую. Ой, как много ягод он собрал. 1,2,3,4!» (считаем общее количество)

«Состав числа»

Возьмите 3 предмета и покажите, как их можно по-разному распределить между игрушками:
 - у кого-то будет больше;
- у всех будет поровну
- всё достанется одному.
(состав числа 3= 2+1/3+0/1+1+1)

«Математические ряды»

Математические ряды наглядно показывают, где предметов больше, а где – меньше.

«Ежики собрали в лесу грибочки на зиму. Давай посмотрим, кто собрал больше». Выкладываем грибочки в ряд и сравниваем длину математических рядов: «Грибочков больше там, где ряд длиннее». Проговаривайте все математические действия вслух! Сначала ребенок будет наблюдать, совершать ошибки. Только после многократного повторения одних и тех же действий, придет понимание.
Обязательно читайте и проигрывайте математические сказки:
«Репка»
«Три поросенка»
«Три медведя»
Хороводные наподобие «Каравая» также будут полезны – они знакомят малыша с понятием окружности и центра окружности, понятиями «уже» и «шире».

Увлекательные математические игры станут прочным фундаментом развития математических способностей и помогут научиться считать осмысленно!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Поделки ко Дню космонавтики

12 апреля страна отмечает Всемирный День авиации и космонавтики.
Именно в этот день в 1961 году Юрий Гагарин впервые с мировой истории совершил полет в космос. Он стал примером для многих поколений детей. Какой ребенок, создавая поделки ко Дню космонавтики, не мечтал увидеть космос своими глазами?

Подробнее

Чем уникальны первые три года жизни малыша?

Три года - это много или мало? Научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте наш организм обладает огромными резервами для адаптации к внешним условиям, а также - физического, интеллектуального и личностного роста.

Подробнее

Раннее обучение чтению - за или против

Ряд прогрессивных методик обучения чтению видят перспективы для развития малыша в том, чтобы научить его самостоятельно читать как можно раньше. Какие же аргументы за и против существуют в пользу обучения чтению в раннем возрасте?

Подробнее

Настольные игры для детей 2-3 лет

Существуют разнообразные логические настольные игры для детей 2 лет, которые приходят на помощь мамам и папам. Они продуманы таким образом, что увлекают их, стимулируют решать разные развивающие задачи. Малыши начинают размышлять, рассуждать, искать ответы на поставленные вопросы.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв