Учим малышей считать. Простейшая математика

Учим малышей считать. Простейшая математика
Учим малышей считать. Простейшая математика
Мы учим считать малышей с самого раннего возраста. Если ребенок касается пальчиком предметов и называет цифры, это не означает, что он делает это с пониманием. Важно обучить ребенка не механическому порядковому счету, а осмысленному.

Учим малышей считать в игре


Как развить математическое мышление крохи? Играть! В играх ребенок «ощущает» цифры.

1. Создать игровую ситуацию, в которой ребенок будет взаимодействовать с предметами, выполнять математические операции.

2. Использовать наглядность в математических играх.

Ошибки родителей

Родители часто допускают в занятиях с малышами типичные ошибки:
  1. Пересчет предметов. Недостаточно просто посчитать предметы. Это может привести к «зазубриванию» цифр, на практике же ребенок не сможет справиться с простейшими математическими задачами. Пересчет можно использовать как дополнение к играм, не более того.
  2. Сложные задания, использование большого количества цифр. В занятиях двигайтесь от простого к сложному, не стремитесь освоить все и сразу. Сначала учите счету в пределах трех, потом пяти, потом десяти.
  3. Обучение без создания игровой ситуации, счет на листе бумаги. Эти способы можно применять с детьми после трех. Малыши познают мир через взаимодействие с предметами, игру. Предметы, нарисованные на бумаге, это нечто абстрактное, оценить их количество сложно.
  4. Сортировка по нескольким признакам (форма, цвет, размер). Множество задач запутает ребенка. Следуйте принципу: 1 игра – 1 задача.

Понятие парности

С чего начать занятия с малышами? С формирования понятия «парности»:
  • положите на ладошки крохи по яблоку («На этой ладошке яблоко, и на этой! 2 яблока у Маши!);
  • похлопайте отдельно каждой ладошкой по поверхности;
  • обведите ладошки/стопы на листе бумаги;
  • посчитайте у кукол ручки, ножки, глазки (обратите внимание, что носик один, а глаза – два и пр.).
  • развесьте при помощи прищепок носочки;

Варианты игр

  1. Играйте с пальчиками, считайте их. Прячьте пальцы, закрывая рукой. Для ребенка это будет сродни фокусу: «Ух ты! Пальчики пропали? Сколько осталось пальчиков? Два».
  2. Разбрасывайте по полу предметы, просите кроху их собрать в емкость. В таких играх он научится вычленять единичное из множества, заметит, что количество предметов на полу убывает, а в миске возрастает.
  3. Перевозите предметы на машинке (кладем и перевозим в кузове 1 кубик, затем еще один, еще один).
  4. Угощайте животных. Дети с радостью кормят кукол и игрушечных животных.
Важно!
Ребенку 1,5-2 лет достаточно освоить понятия «много», «мало», «ничего нет», «столько же», «больше-меньше», научиться счету в пределах 1-3.
Когда он будет свободно считать в пределах трех, переходите к счету до 5, с 3 лет – до 10.
Цифровые записи лучше начинать осваивать ближе к 3 годам.

 Вводим математические понятия

«Взаимно однозначное соответствие»

1. Устройте чаепитие. Соорудите стол. Усадите гостей на стулья (большие кубики). Каждому гостю раздайте по чашке и блюдцу. Чтобы выполнить действие, малышу нужно оценить количество присутствующих.

2. Спрячьте троих зайчат от волка. Для этого нужно построить три домика. Можно раздать материалы для строительства только двух домиков (кубики и пирамиды), а затем спросить, всем ли зайчатам хватило домиков? Малыш увидит, что одному зайке домика не хватило, значит, нужно помочь бедняжке и построить еще один.

Понятие «столько же»

1. Угостите гостей одинаковым количеством сушек (1-2). В процессе игры проговорите, что мишке вы дали 2 сушки, значит, зайке и лисичке нужно дать «столько же». Можно недодать одному гостю сушку. Пусть он расстроится и попросит дать ему еще. В итоге у него станет «столько же», сколько у всех.

2. Перед ужином просите ребенка разложить столовые приборы, например, ложки. «Папе дадим ложку, маме дадим ложку, и малышу дадим. Вот так! Каждому дали по одной ложке!»

Понятия «больше-меньше»

1. Угостите мишку и мышонка яблоками. Мише дайте больше яблок, потому что он большой, а мышонку – меньше, потому что он маленький.

2. В повседневной жизни привлекайте кроху к раздаче угощений для членов семьи «Папа у нас самый большой, ему дадим 3 конфеты, маме дадим 2, а тебе – 1».

Понятие «ноль»

Угостите игрушечных друзей лакомствами и изобразите, как они их поочередно и с аппетитом поедают. Малыши обожают подобные игры. «Мишка съел ягодку, еще одну, еще одну. Ой, ничего не осталось! Ноль ягод»/«У меня есть конфета. Я тебя ею угощаю. На, держи. У меня теперь нет конфеты. Ноль конфет».

«Сложение и вычитание»

Вот такие математические задачки можно проигрывать ежедневно, используя разные игрушки.

1. «У девочки Тани было 3 игрушки. Таня пошла гулять и взяла с собой игрушки. Одну игрушку одна дала Даше. На, Даша, поиграй! Сколько осталось у Тани игрушек? Две! Еще одну игрушку Таня отдала Маше. На, Маша, поиграй! Сколько осталось у Тани игрушек? Одна! Теперь у каждой девочки по одной игрушке, т.е. поровну».

2. «Машинка везет на стройку 3 кубика, чтобы построить трехэтажный дом. Один кубик выпал. Сколько осталось?»

3. «Мишка косолапый решил собрать в лесу много ягод. Он нашел 2 красных ягодки, 1 синюю, 1 желтую. Ой, как много ягод он собрал. 1,2,3,4!» (считаем общее количество)

«Состав числа»

Возьмите 3 предмета и покажите, как их можно по-разному распределить между игрушками:
 - у кого-то будет больше;
- у всех будет поровну
- всё достанется одному.
(состав числа 3= 2+1/3+0/1+1+1)

«Математические ряды»

Математические ряды наглядно показывают, где предметов больше, а где – меньше.

«Ежики собрали в лесу грибочки на зиму. Давай посмотрим, кто собрал больше». Выкладываем грибочки в ряд и сравниваем длину математических рядов: «Грибочков больше там, где ряд длиннее». Проговаривайте все математические действия вслух! Сначала ребенок будет наблюдать, совершать ошибки. Только после многократного повторения одних и тех же действий, придет понимание.
Обязательно читайте и проигрывайте математические сказки:
«Репка»
«Три поросенка»
«Три медведя»
Хороводные наподобие «Каравая» также будут полезны – они знакомят малыша с понятием окружности и центра окружности, понятиями «уже» и «шире».

Увлекательные математические игры станут прочным фундаментом развития математических способностей и помогут научиться считать осмысленно!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Чем уникальны первые три года жизни малыша?

Три года - это много или мало? Научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте наш организм обладает огромными резервами для адаптации к внешним условиям, а также - физического, интеллектуального и личностного роста.

Подробнее

Какие бывают ёлочные игрушки?

Елочные игрушки – это неотъемлемый атрибут Нового года. Накануне праздника всем хочется пополнить свою коллекцию интересными новинками.  Украшения есть на любой вкус: от простых пластиковых изделий до хрупких стеклянных творений ручной работы с витиеватыми узорами.

Подробнее

Игры на мышление для детей

Ребенок наблюдает за взрослыми, изучает окружающие предметы, сравнивает их, учится ими манипулировать. Постепенно он приобретает опыт, который дает ему понимание тех или иных процессов. Игры на мышление помогают малышу развивать интеллектуальные способности и познавать мир в увлекательной форме.

Подробнее

"Где у нас носик?" Изучаем части тела с малышами

Едва родившись, младенец начинает проявлять интерес к изучению себя и своего тела. Уже в 3-6 недель наступает «комплекс оживления». Кроха внимательно рассматривает окружающие предметы, близких людей, эмоционально реагирует на них, активно двигает ручками и ножками. Изучение частей тела – важнейшее занятие.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв