Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе

Чтение

ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ

Ребенку в момент рождения не знакомы ни устная, ни письменная речь. Он приходит в мир  с самой минимальной информацией о нем. Слова, звуки и их смысл незнакомы ему изначально, но в процессе жизни и общения с ближайшим окружением, малыш начинает улавливать связи определенных звуков речи с определенным смыслом. Так происходит постепенное освоение речи.

Когда начинать?

Большинство детей к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум-трем годам делают невероятные успехи в освоении родного языка.

Для всех родителей это совершенно естественно, что ребенок начинает на слух понимать до некоторых пор незнакомые слова и звуки. И не только понимать, но и произносить их, что является гораздо более сложным процессом, так как в ходе произношения задействованы двигательные речевые структуры, требующие сложной координации.

Как же это происходит? Ухо улавливает произнесенное слово и по нейронным структурам передает информацию в мозг, где полученная информация обрабатывается, и формируется понимание услышанного.
Понимание письменной и устной речи - физиологически один и тот же процесс. Глаз фиксирует увиденную информацию, передает ее корковым структурам, где происходить распознавание этой информации.


Схема Чтение.png 

Обучение чтению также естественно, как и обучение родному языку. Если оно органично влито в канву повседневной жизни малыша, как ежедневное общение с мамой, папой и другими людьми, то малыш интуитивно впитает в себя письменную речь как нечто совершенно естественное. Как же добиться этого?

Как научить ребенка читать?

Программа чтения на нашем сайте рассчитана на детей старше 1 года и является частью общей программы развития ребенка. Сначала мы знакомим ребенка с гласными и согласными звуками, затем с короткими словами-слогами и постепенно переходим к простым словам - обозначениям и текстам. 
Программа состоит из четырех разделов - Учим буквы, Читаем слоги, Читаем слова, Мини книжки - которые нужно проходить последовательно, не перескакивая с одного раздела на другой.
Для каждого упражнения указан возраст наиболее эффективного освоения программы. К примеру, если указан возраст 24+ - это означает, что наиболее эффективно освоение упражнения\раздела будет проходить после 2 лет. 

Цель программы  - познакомить малыша со звуками русского языка, помочь маме и папе развить у ребенка навыки чтения слогов и простых слов.

 «Учим буквы» 12+

  1.  Мы начинаем обучение чтению с гласных, так как это первоначальная простейшая форма речи малыша. Именно так младенец впервые начинает пробовать свой голос, произнося звуки «а», «о», «у», «э» сначала спонтанно, а затем и целенаправленно «агукать», тем самым доставлять радость маме и папе. Используем для этого упражнение - "Знакомство с гласными". Проходим упражнение многократно. Чуть позже подключаем упражнение "Найди гласную букву", "Соедини одинаковые буквы". Совсем скоро вы начнете замечать, что малыш запомнил гласные и отличает их друг от друга.
  2.  После того как ребенок освоился с гласными звуками, подключаем согласные звуки. Согласных звуков гораздо больше, чем гласных, поэтому времени на их освоение потребуется больше. Используем для этого упражнение - "Знакомство с согласными". Чуть позже добавляем упражнения "Найди согласную букву", "Соедини одинаковые буквы". 

«Читаем слоги» 24+

  1.  Слоги по своей сути - это короткие звукосочетания. Они постепенно появляются в речи ребенка примерно с 6 месяцев и начинаются, как правило, с губных звуков «б», «м», «п». Раздел построен в виде сказки про добрых и веселых "гласных" осликов, которые ходят в гости к своим друзьям и соседям согласным. На первом этапе знакомим ребенка с этой сказкой - упражнение "Гласные" ослики". Это стартовое упражнение, с него следует начинать любое занятие по слогам.
  2. Далее переходим к изучению слогов. Это короткие занятия, в которых повторяются простейшие слоги (например, БА, БЯ, БО, БЁ, БУ, БЮ, БЭ, БЕ и т.д). Эти упражнения требуют многократного повторения. Здесь очень важно добавлять разнообразие - читать слоги, пропевать их, можно сочинить собственную сказку про дружных соседей. 

«Читаем слова» 24+

  1.  Примерно к первому году жизни малыш начинает произносить первые слова «мама», «папа», «баба», «дай» и другие. Ко второму году его словарный запас значительно расширяется, теперь он говорит порядка 100 слов, а понимает порядка 1000 слов. В этом разделе предлагаются 8 тем, уже знакомых ребенку к возрасту 2 года - семья, одежда, еда, части тела, животные, прогулка, игрушки, дом. Все темы равнозначны по сложности, и для занятия вы можете выбирать любую, исходя из интересов ребенка.
  2. Всего планируется 8 упражнений, каждое с набором не менее 10 слов. К примеру, упражнение "Покушаем" включает 10 слов на тему еды - КУШАЮ, СУП, КАША, ХЛЕБ, СЫР, ПИРОГ, СОК, БАНАН, ГРУША, МОЛОКО. Все слова содержать не более трех слогов, которые появляются последовательно. К упражнениям со словами нужно приступать после того, как пройдены все упражнения из раздела "Читаем слоги"

«Мини книжки» 36+

  1.  Это особенные книги для малышей, составленные из простых слов и коротких предложений. Такие простые истории идеальны для отработки начальных навыков чтения. Сюжеты этих мини книжек взяты из популярных русских народных и авторских сказок, возможно, уже знакомых ребенку. 
  2. Всего планируется 12 мини книжек с разными простыми сюжетами. Они будут полезны и деткам, которые только учатся, и тем, кто уже научился читать. 

ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Не спешите переходить от одного упражнения к другому. Каждое упражнение раздела рассчитано на многократное повторение. Задания в упражнении каждый раз меняются для того, чтобы не возникало привыкания к одной и той же последовательности заданий.
  • Занимайтесь регулярно, одного раза в неделю недостаточно для приобретения навыка. Нужно составить полноценный регулярный график занятий, соблюдая рекомендации, указанные для каждого упражнения в графе "Сколько заниматься?"
  • Не требуйте результата. Нельзя настаивать, чтобы ребенок немедленно что-то прочитал. Пока малыш не готов, ему сложно, читайте сами. Умение прочитывать слоги и слова придет к ребенку само в процессе регулярных систематических занятий. 
  • Следуйте инструкциям к каждому упражнению. Там указана важная информация о том, как правильно проходить упражнения, и даны варианты его прохождения. 
  • Будьте рядом. Хвалите ребенка, помогайте ему, поддерживайте. Будьте заинтересованы! Верьте в то, что он способен на многое!