Домашние занятия для самых маленьких в помощь маме и папе

Чтение с мамой

ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ

Ребенку в момент рождения не знакомы ни устная, ни письменная речь. Он приходит в мир  с самой минимальной информацией о нем. Слова, звуки и их смысл незнакомы ему изначально, но в процессе жизни и общения с ближайшим окружением, малыш начинает улавливать связи определенных звуков речи с определенным смыслом. Так происходит постепенное освоение речи.

Большинство детей к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум-трем годам делают невероятные успехи в освоении родного языка.

Для всех родителей это совершенно естественно, что ребенок начинает на слух понимать до некоторых пор незнакомые слова и звуки. И не только понимать, но и произносить их, что является гораздо более сложным процессом, так как в ходе произношения задействованы двигательные речевые структуры, требующие сложной координации.

 Совершенно удивительно, но многие взрослые считают сложным для ребенка, так успешно освоившего устную речь, аналогичным образом освоить незнакомые слова и единицы письменной речи.

Схема Чтение.png

Понимание письменной и устной речи - физиологически один и тот же процесс.

Ухо улавливает произнесенное слово и по нейронным структурам передает информацию в мозг, где полученная информация обрабатывается, и формируется понимание услышанного. Примерно то же самое происходит, когда глаз видит написанное слово.


Обучение чтению в раннем возрасте также естественно, как и обучение родному языку. Оно органично должно быть влито в канву повседневной жизни малыша, как ежедневное общение с мамой, папой и другими людьми.


Создайте ребенку интеллектуально насыщенную среду! Окружите его миром слов и буквенных обозначений! И он интуитивно впитает в себя письменную речь как нечто совершенно естественное.

На этом понимании и основан раздел «Чтение» на нашем сайте. 

Цель раздела* - познакомить малыша со буквенным обозначением предметов и явлений в его повседневной жизни, помочь маме и папе развить у ребенка навыки чтения простых слов и предложений, параллельно с развитием общих представлений и совершенствованием устной речи.

*Программа рассчитана на детей с первого месяца жизни до четырех лет.

Раздел состоит из четырех блоков занятий и упражнений, составленных от простого к сложному.

  1. «Учим гласные» - мы начинаем обучение чтению именно с гласных, так как это первоначальная простейшая форма речи малыша. Именно так младенец впервые начинает пробовать свой голос, произнося звуки «а», «о», «у», «э» сначала спонтанно, а затем и целенаправленно «агукать», тем самым доставлять радость маме и папе. Подробно о развитии звукопроизношения в первый год жизни малыша можно почитать здесь.
  2. «Сказки букворяда» - постепенно в речи ребенка появляются согласные звуки и звукосочетания. Примерно в 4-5 месяцев малыш пытается произнести первые слоги, начинающиеся с губных звуков «б», «м», «п». «Сказки» - это коротенькие сюжетные стихотворения, в которых многократно повторяются простейшие слоги (например, БА, БО, БУ, МА и т.д) с постепенным усложнением букворяда.
  3. «Учим слова» - примерно в тот момент, когда малыш начинает произносить первые слова «мама», «папа», «баба» и тд, обычно это ближе к первому году жизни, - можно приступать к более сложным занятиям, направленным на изучение слов и увеличение словарного запаса. Подраздел состоит из 10 тематических рубрик, например «В мире животных» про лесных зверей и домашних животных или «Бабушка готовит» про еду и напитки. В этих стихотворениях многократно употребляются слова из повседневной жизни малыша и его родителей.
  4. «Миниbooks» - это особенные книги для малышей, составленные из простых слов, уже знакомых ребенку и слов, которые он встретит впервые. Это поле невероятных экспериментов и открытий для малыша совместно с мамой и папой. Книги можно слушать, можно читать самостоятельно. Сюжеты подобраны от простого к сложному, от знакомого и конкретного к неизвестному и абстрактному. Все книги иллюстрированы красочными картинками. Подробно о том, как работать с книгами, можете прочитать здесь.


ВАЖНО!

  • В процессе обучения ориентируйтесь на малыша и его интерес к занятию. Не спешите, не настраивайтесь на быстрое и интенсивное продвижение вперед. Внимательно наблюдайте за малышом, если ему интересно - задержитесь на одном упражнении, делайте его столько раз, сколько просит малыш.
  • Занимайтесь регулярно, многократно повторяя уже пройденный материал и возвращаясь к наиболее интересным для малыша упражнениям.
  • Следуйте инструкциям к каждому упражнению. Если требуется ваше участие - помогите малышу.
  • Не настаивайте, чтобы ребенок немедленно что-то прочитал. Умение прочитывать текст придет само в процессе регулярных занятий. 
  • Получайте совместное удовольствие от занятий - смейтесь, улыбайтесь, хвалите своего малыша, даже за самые малейшие достижения. А главное - верьте в то, что он способен на многое!