Календарь развития ребенка по месяцам

Календарь развития ребенка по месяцам
Календарь развития ребенка по месяцам
Первый год жизни малыша – самый важный и запоминающийся для родителей. Кроха стремительно меняется, каждый день овладевает все новыми и новыми умениями и навыками.

Календарь развития ребенка по месяцам поможет узнать, как должен развиваться малыш. Существуют нормы физического, эмоционально-психического развития. Такая информация помогает сориентировать молодых родителей, дает ответы на многие вопросы.

Развитие ребенка по месяцам

Вес. После родов малыш теряет в весе, затем начинает активно набирать.
К 6 месяцам вес становится в 2 раза больше исходного, а к году – в три.
Рост. В первые полгода кроха активно растет (до 3 см в месяц), к году процесс немного замедляется (1-2 см. в месяц). За первый год кроха вырастает на 25 -27 см.

Прибавка роста по месяцам:
1–3 месяцы: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)
3–6 месяцы: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)
6–9 месяцы: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)
9–12 месяцы: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста и веса в 1 год:
Рост 75 см
Вес 10,5 кг
Окружность груди 48 см
Окружность головы 46–47 см

Прорезывание зубов
Первый зубик прорезывается примерно в 6 месяцев. К году у ребенка может быть 8 зубов.

Психомоторное развитие, двигательные функции.
Сначала у малыша преобладают рефлексы: хватательный, сосательный.
Постепенно ребенок учится держать голову, переворачиваться, удерживать предметы, сидеть, ползать, ходить у опоры, ходить самостоятельно.

Эмоциональное-психическое развитие ребенка
Эмоциональное развитие начинается с первой улыбки в полтора-два месяца. Затем наступает комплекс оживления (кроха активно двигается, задерживает взгляд на взрослом, улыбается, проявляет эмоции).

Как развивается речь?
Сначала малыш кряхтит и сопит, затем гулит, лепечет (произносит слоги).
После полугода кроха уже реагирует на слова взрослого, на жесты, на интонации. Многие детки к году произносят свои первые слова.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Особенности развития малыша в первый год жизни Вы можете проследить по этой таблице.




Возраст                           

Речевое развитие

Физическое развитие

Эмоционально-психическое развитие

1 месяц

Кряхтит, сопит.

С момента рождения у ребенка проявляются разнообразные рефлексы (сосательный, рефлекс Моро, рефлекс опоры и ходьбы, (до 1,5 месяцев), плавания, поисковый, хоботковый, хватательный и другие).

Большая часть сходит на нет к 3-4 месяцам.

Кроха двигает ручками-ножками.

В них пока еще присутствует тонус.

Кратковременно фокусирует взгляд, обращает внимание на яркие и крупные предметы,

замирает или вздрагивает от громких звуков, иногда улыбается непроизвольно.

На раздражители реагирует плачем.

2 месяца 

Кратковременно гулит (преобладают гласные звуки)

Улучшается координация движений.

В положении на животе удерживает голову до 5 секунд.

Хватает взрослого за палец.

Пытается переворачиваться с боку на спину.

Тонус рук уменьшается.

Удерживает взгляд не только на неподвижном, но и на движущемся предмете.

Дольше бодрствует.

Реагирует на взрослого, улыбается.

3 месяца

Длительно гулит, использует при этом как гласные, так и согласные звуки.

Хорошо держит голову в вертикальном положении.

Может перевернуться со спины на бочок.

Приподнимается на предплечьях в положении на животе.

Изучает свое тело, трогает ручки, ножки,

Пытается хватать игрушки.

Начинают утрачиваться врожденные рефлексы.

 

Реагирует на звуки, поворачивает голову к источнику шума.

С интересом рассматривает предметы.

Проявляет различные эмоции.

Дольше бодрствует днём.

«Комплекс оживления» находится на пике.

Сосет кулак.

 

4 месяца

Длительно гулит, начинает лепетать

Уверенно держит голову, смотрит по сторонам.

Хорошо переворачивается.

Опирается на ладошки, приподнимается.

Приподнимает голову и плечи лежа на спине.

Ощупывает игрушки, хватает, тянет, бросает, тянет в рот.

 

Узнает близких.

Бурно реагирует на взрослых, следит за их мимикой, смеется.

Вычленяет определенные игрушки.

 

 

 

5 месяцев

Длительно и с разными интонациями произносит звуки. Активно лепечет.

Физическая активность возрастает. Переворачивается со спины на живот и обратно.

Пытается ползать по-пластунски.

Уверенно держит в ручках игрушку (до 20 секунд), тянет в рот.

 

Реагирует не только на лица, но и на голоса.

Радуется потешкам.

Заливисто смеется.

6 месяцев

Лепечет, произносит простые слоги типа «ма», «па».

Пытается сесть, ползает по-пластунски, перемещается на кровати взад-вперед.

Перекладывает игрушки из одной руки в другую, исследует их, поднимает, если уронил.

В этом возрасте, как правило, прорезывается первый зуб. Начинается прикорм.

Малыш учится есть с ложки.

 

Проявляет разнообразные эмоции: радость, недовольство и др.

Настороженно относится к посторонним.

Позитивно реагирует на эмоциональную речь, игры типа «ку-ку».

 

7 месяцев

Лепет усложняется, появляются новые слоги: «та», «на», «да»…

Пассивный словарный запас активно пополняется.

 

Сидит, учится удерживать равновесие, ползает по-пластунски, становится на колени, раскачивается. Некоторые детки уже хорошо ползают.

Если взять за руки и подтянуть, то малыш будет опираться на ножки и «топтаться».

Проводит с игрушками разнообразные манипуляции, любит стучать ими, бросать, перекладывать.

Прорезываются резцы.

 

 

Радуется играм, реагирует на свое отражение в зеркале.

 

8 месяцев

Многократно повторяет слоги: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па.

 

Уверенно сидит и ползает. Пытается вставать у опоры, раскачивается, пружинит ножками.

Ловко орудует предметами, нажимает на кнопочки, катает мячик, открывает крышки, вкладывает предметы.

Удерживает в руке хлеб, печенье, учится откусывать и жевать.

Расширяется спектр эмоций.

Избирательно относится к людям.

Реагирует на шум и неожиданные звуки.

9 месяцев

Активный лепет, арсенал слогов расширяется.

Ловко ползает, встает с опорой, садится. Некоторые малыши пытаются стоять без поддержки.

Прорезываются вторые резцы.

Позитивно реагирует на музыку, пытается делать «ладушки», пританцовывает.

 

10 месяцев

Одни детки продолжают активно лепетать, другие уже обозначают простые слова слогами.

 

Уверенно передвигается, садится и встает, ходит вдоль опоры, с поддержкой мамы. Некоторые малыши делают первые шаги.

Улучшается моторика. Начинает захватывать предметы пальцами, перелистывает картонные страницы.

Открывает дверцы шкафов, достает предметы, перекладывает их, нанизывает в произвольном порядке колечки на пирамидку, пытается ставить кубик на кубик, катает машинки.

Уверенно орудует ложкой.

Все лучше понимает речь, подражает движениям взрослого, его мимике.

 

 

 

11 месяцев

Произносят простейшие звукоподражания типа «ав-ав», «би-би».

Активно и уверенно двигается, ходит за ручку, нагибается, приседает у опоры.

Продолжает играть с сортерами, кубиками, пирамидками. Интересуется музыкальными игрушками, игрушками с кнопками.

Рассматривает карточки, иллюстрации в книгах, показывает простые предметы, выполняет элементарные действия. 

Некоторые малыши показывают пальцем на предметы.

Реагирует на похвалу или строгий тон.

Демонстрирует свои желания кивком головы или мотанием.

 

 

12 месяцев

Произносит простые слова типа «мама», «папа», «да», «нет», «дай», «на» + звукоподражания.

 

Малыш делает первые самостоятельные шаги, поднимается самостоятельно из положения на корточках.

Уверенно жует твердую пищу, отдает предпочтение определенной еде.

Выполняет простейшие поручение (может выбросить бумажку в мусорку, сложить игрушки).

Реагирует на свое имя.

Играет со взрослыми в элементарные сюжетно-ролевые игры. Может покачать лялю, умыть, покормить, пожалеть, погрозить пальчиком.

 

Надеемся, наш календарь развития ребенка будет вам полезен.

А есть ли нормы  развития ребенка?

Речь

Речь у всех развивается по-разному. Некоторые детски уде в год произносят 10-15 слов. При этом отсутствие речи в год – абсолютная норма. До двух лет не стоит беспокоиться. Главное, чтобы ребенок понимал речь, реагировал на нее, использовал жесты.

Физическое развитие

Физическое развитие также индивидуально. Ребенок может сесть в промежутке 6-9 месяцев (в среднем - в 7), поползти в 5-8.

Есть малыши, которые пропускают этап ползания и начинают ходить в 8-9 месяцев. Поскольку опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, этап ползания пропускать нежелательно. Иногда родители сами мотивируют ребенка именно ходить, водят его, держа за ручки, приобретают ходунки, прыгунки.

Как замотивировать малыша поползти?

  • Ползайте вместе с ним.

  • Кладите игрушки на небольшом расстоянии, чтобы он смог до нее дотянуться, продвинувшись вперед.

  • Делайте оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы, включайте упражнения по имитации ползания, сгибайте-разгибайте колени, разводите их в стороны, подставляйте ладони в качестве опоры, чтобы малыш отталкивался. Также можно практиковать использование валика (кладите под живот и перекатывайте кроху, приподняв ноги), хождение на ручках (приподнимите ножки, чтобы малыш начал «переступать» ручками).

  • Делайте такие упражнения по 15 минут пару раз в день, и малыш обязательно научится ползать.

Ходить дети также начинают в разное время:

Активные и подвижные дети начинают ходить в 8–11 месяцев.

Большая часть детей делает первые шаги примерно в год.

Осторожные и опасливые детки, либо детки с мышечным тонусом начинают ходить в 14-18 месяцев.

Вот такие все малыши разные и уникальные! Календарь развития ребенка по месяцам важен, но нормы условны. Если у вас есть сомнения и вопросы, обязательно обращайтесь к специалистам! Здоровья Вашим деткам и полноценного развития!



Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Учим малышей считать. Простейшая математика

Мы учим считать малышей с самого раннего возраста. Если ребенок касается пальчиком предметов и называет цифры, это не означает, что он делает это с пониманием. Важно обучить ребенка не механическому порядковому счету, а осмысленному.  

Подробнее

Первые уроки вежливости для детей

Каждый знает, насколько важны уроки вежливости для детей. То, как мы ведем себя в обществе, формирует у окружающих мнение о нас. И, конечно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был воспитанным и показывал себя с лучшей стороны.  

Подробнее

"Где у нас носик?" Изучаем части тела с малышами

Едва родившись, младенец начинает проявлять интерес к изучению себя и своего тела. Уже в 3-6 недель наступает «комплекс оживления». Кроха внимательно рассматривает окружающие предметы, близких людей, эмоционально реагирует на них, активно двигает ручками и ножками. Изучение частей тела – важнейшее занятие.

Подробнее

Неговорящий ребенок. Запускаем речь

Так что же делать, если ваш ребенок никак не хочет разговаривать? Бить тревогу или ждать? Что поможет разговорить малыша? Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв