Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
Неговорящий ребенок. Запускаем речь

Неговорящий ребенок. Запускаем речь

Неговорящий ребенок. Запускаем речь
Первые слова ребенка для родителей – долгожданное событие. Невероятно мило и трогательно наблюдать за тем, как кроха пытается общаться при помощи речи. Многие мамы и папы не упускают момент записать очередной «перл» своего чада на память. Однако есть молчуны, которые никак не желают разговаривать. Неговорящий ребенок - частое явление. 

Неговорящий ребенок: проблема или норма?


Так что же делать, если ваш ребенок никак не хочет разговаривать? Бить тревогу или ждать? Что поможет разговорить малыша? Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. На речь влияют характер, темперамент, течение беременности, роды, наследственность, атмосфера в семье. Большая часть деток, которые поздно заговорили, быстро нагоняют сверстников, но лучше перестраховаться и обратиться к специалисту при любых отклонениях от нормы. Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью с точки зрения общепринятых норм.

Поначалу речь преимущественно строится на подражании.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Еще будучи грудничком, малыш улавливает интонации родителей. Затем наступает этап подражания действиям (движениям рук, ног, головы). В процессе невербального общения постепенно формируется и речь.

Этапы развития детской речи (1-3 года)

1. Однословные предложения (1-1,6 года)

Большинство из них являются «обломками» взрослых слов.
Примеры:
Би – машина; гу – гулять, ди – иди; да – дай/да; мя – мяч; во – волк.
Малыш часто повторяет слог дважды (га-га, ту-ту, ко-ко).
Пытаясь что-то объяснить, ребенок активно использует жесты.

2. Предложения из нескольких слов-корней (1,6-2 года)

Примеры:
Каби – кабина;
Дифи – дельфин;
Куби –клубника;
Габи – грабли.
Некоторые звуки и слоги опускаются: «мокко» вместо «молоко», «сапо» вместо «сапоги», «моги» вместо «помоги», «заки» - вместо «закрыть».
 Слова по большей части искаженные, грамматическая связь между ними отсутствует, но по ритмическому рисунку слова похожи на взрослые, например:
Тита – читать;
Уита – улыбка;
Кавазя – кузов;
Хиби – хлеб.
Ребенок часто использует повелительное наклонение (пить, дай, спать)

3. Простые фразы и предложения (2 – 2,6)

Ребенок учится использовать в речи правильные падежи, разграничивать единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время, в речи появляются простые предлоги, однако малыш еще допускает множество ошибок.

4. Сложные предложения (3-4 года)

К 3 годам ребенок уже активно использует предлоги и союзы, согласует их, изменяет слова по падежам, числам, лицам, правильно произносит слоги, употребляет все согласные звуки.

К 4 годам ребенок уже свободно владеет основными правилами грамматики и правильно произносит большинство звуков.

Памятка родителям

Чтобы разговорить малыша, следуйте простым, но важным советам:
  • Помните, что для закрепления определенного звука, слога, слова необходимо его многократное повторение. Используйте разнообразные стишки и упражнения на звукоподражание.
  • Старайтесь избегать слов «скажи» и «повтори». Создайте игровую ситуацию, которая побудит малыша к коммуникации. Сначала продемонстрируйте речевой образец, затем несколько раз его проговорите. Вопросы задавайте ненавязчиво и мягко. Если ребенок молчит – отвечайте на них сами. «Кукла Даша хочет поиграть с мячом. Как Даша просит мяч? Даша говорит «Дай» Как говорит Даша? Даша говорит «Дай».
  • Меняйте тембр и интонацию, делайте речь более экспрессивной – это привлечет кроху.
  • Общайтесь с ребенком простым языком, при этом демонстрируйте ему примеры различных речевых конструкций, правильного согласования частей речи.
«Это машинка. Машинка какая?» (красная/маленькая/красивая/быстрая) (существительное + прилагательное)
«Как прыгают зайчата? Это зайчик прыгает высоко, а этот низко! Зайчатам весело!» (наречия)
«Где твоя ручка? Вот твоя ручка! А это моя рука!» (местоимения)
«Котенок играет с нами в прятки. Смотри, он спрятался в домике. А теперь за домиком. А теперь он залез на крышу. Вот какой хитрый!» (предлоги)
«Ущипни меня за нос. Ой-ой-ой! А теперь за щечку. Ай-ай-ай! А теперь поцелуй! Ах, как приятно!» (междометия)
«Что мишка делает? Мишка прыгает? А теперь что мишка делает? Мишка бегает!» (глаголы)

  • Помните, что в стихотворной игровой форме процесс протекает продуктивнее и веселее. Рассказывайте и инсценируйте как можно больше потешек, прибауток, коротеньких стишков. Не забывайте о пальчиковых играх! Они отлично стимулируют речь!
  • Читайте как можно чаще! Выбирайте книги с красочными иллюстрациями. Беседуйте по картинкам: «Что киса делает? Киса лежит на коврике! Где у кисы глазки? А где хвостик? А что под деревом растет? Грибочек? Вот какой большой!»
  • Проговаривайте все режимные моменты (умывание, еда, купание, одевание, прогулка и пр.) и бытовые ситуации. Не используйте лишних слов. Важны четкость и конкретика. Предложения должны быть короткими.
  • «Мы сейчас пройдем мыть ручки. Ручки грязные. Откроем кран, чтобы полилась водичка. Водичка какая? Теплая? Помоем ручки с мылом. Ручки будет чистые и душистые. А теперь вытрем ручки полотенцем. Теперь ручки сухие».
  • Разносторонне развивайте малыша. Изучайте цвета, фигуры, времена года, животных, противоположные понятия и пр.

Неговорящего ребенка вполне реально разговорить! Главное, создать благоприятные и комфортные условия. Занимайтесь регулярно и с удовольствием!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Оглавление


    Смотрите также

    Планета Земля – объяснение для детей

    Малыш растет, у него появляется все больше вопросов об окружающем мире. Наступает момент, когда родители знакомят свое чадо с азами географии. Планета Земля для детей – это нечто абстрактное и неизведанное. Что представляет собой наша планета, какая она? Кто ее обитатели? Какие существуют материки и страны? Крохе предстоит это постепенно узнавать.
    Подробнее

    Мастер-класс. Елочный шар в технике папье-маше

    Существуем множество вариантов самодельных игрушек. Например, новогодний шар из папье-маше будет смотреться ничуть не хуже стеклянного и украсит Вашу елочку.
    Процесс изготовления такой игрушки не быстрый, но при этом не сложный, поэтому малыши могут Вам активно помогать.
    Подробнее

    Методика раннего развития Глена Домана

    Когда американский врач-физиотерапевт Глен Доман в пятидесятых годах двадцатого века предложил свою методику раннего развития, это стало настоящим прорывом в области раннего развития детей.
    Подробнее