Неговорящий ребенок. Запускаем речь

Неговорящий ребенок. Запускаем речь
Неговорящий ребенок. Запускаем речь
Первые слова ребенка для родителей – долгожданное событие. Невероятно мило и трогательно наблюдать за тем, как кроха пытается общаться при помощи речи. Многие мамы и папы не упускают момент записать очередной «перл» своего чада на память. Однако есть молчуны, которые никак не желают разговаривать. Неговорящий ребенок - частое явление. 

Неговорящий ребенок: проблема или норма?


Так что же делать, если ваш ребенок никак не хочет разговаривать? Бить тревогу или ждать? Что поможет разговорить малыша? Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. На речь влияют характер, темперамент, течение беременности, роды, наследственность, атмосфера в семье. Большая часть деток, которые поздно заговорили, быстро нагоняют сверстников, но лучше перестраховаться и обратиться к специалисту при любых отклонениях от нормы. Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью с точки зрения общепринятых норм.

Поначалу речь преимущественно строится на подражании.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Еще будучи грудничком, малыш улавливает интонации родителей. Затем наступает этап подражания действиям (движениям рук, ног, головы). В процессе невербального общения постепенно формируется и речь.

Этапы развития детской речи (1-3 года)

1. Однословные предложения (1-1,6 года)

Большинство из них являются «обломками» взрослых слов.
Примеры:
Би – машина; гу – гулять, ди – иди; да – дай/да; мя – мяч; во – волк.
Малыш часто повторяет слог дважды (га-га, ту-ту, ко-ко).
Пытаясь что-то объяснить, ребенок активно использует жесты.

2. Предложения из нескольких слов-корней (1,6-2 года)

Примеры:
Каби – кабина;
Дифи – дельфин;
Куби –клубника;
Габи – грабли.
Некоторые звуки и слоги опускаются: «мокко» вместо «молоко», «сапо» вместо «сапоги», «моги» вместо «помоги», «заки» - вместо «закрыть».
 Слова по большей части искаженные, грамматическая связь между ними отсутствует, но по ритмическому рисунку слова похожи на взрослые, например:
Тита – читать;
Уита – улыбка;
Кавазя – кузов;
Хиби – хлеб.
Ребенок часто использует повелительное наклонение (пить, дай, спать)

3. Простые фразы и предложения (2 – 2,6)

Ребенок учится использовать в речи правильные падежи, разграничивать единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время, в речи появляются простые предлоги, однако малыш еще допускает множество ошибок.

4. Сложные предложения (3-4 года)

К 3 годам ребенок уже активно использует предлоги и союзы, согласует их, изменяет слова по падежам, числам, лицам, правильно произносит слоги, употребляет все согласные звуки.

К 4 годам ребенок уже свободно владеет основными правилами грамматики и правильно произносит большинство звуков.

Памятка родителям

Чтобы разговорить малыша, следуйте простым, но важным советам:
  • Помните, что для закрепления определенного звука, слога, слова необходимо его многократное повторение. Используйте разнообразные стишки и упражнения на звукоподражание.
  • Старайтесь избегать слов «скажи» и «повтори». Создайте игровую ситуацию, которая побудит малыша к коммуникации. Сначала продемонстрируйте речевой образец, затем несколько раз его проговорите. Вопросы задавайте ненавязчиво и мягко. Если ребенок молчит – отвечайте на них сами. «Кукла Даша хочет поиграть с мячом. Как Даша просит мяч? Даша говорит «Дай» Как говорит Даша? Даша говорит «Дай».
  • Меняйте тембр и интонацию, делайте речь более экспрессивной – это привлечет кроху.
  • Общайтесь с ребенком простым языком, при этом демонстрируйте ему примеры различных речевых конструкций, правильного согласования частей речи.
«Это машинка. Машинка какая?» (красная/маленькая/красивая/быстрая) (существительное + прилагательное)
«Как прыгают зайчата? Это зайчик прыгает высоко, а этот низко! Зайчатам весело!» (наречия)
«Где твоя ручка? Вот твоя ручка! А это моя рука!» (местоимения)
«Котенок играет с нами в прятки. Смотри, он спрятался в домике. А теперь за домиком. А теперь он залез на крышу. Вот какой хитрый!» (предлоги)
«Ущипни меня за нос. Ой-ой-ой! А теперь за щечку. Ай-ай-ай! А теперь поцелуй! Ах, как приятно!» (междометия)
«Что мишка делает? Мишка прыгает? А теперь что мишка делает? Мишка бегает!» (глаголы)

  • Помните, что в стихотворной игровой форме процесс протекает продуктивнее и веселее. Рассказывайте и инсценируйте как можно больше потешек, прибауток, коротеньких стишков. Не забывайте о пальчиковых играх! Они отлично стимулируют речь!
  • Читайте как можно чаще! Выбирайте книги с красочными иллюстрациями. Беседуйте по картинкам: «Что киса делает? Киса лежит на коврике! Где у кисы глазки? А где хвостик? А что под деревом растет? Грибочек? Вот какой большой!»
  • Проговаривайте все режимные моменты (умывание, еда, купание, одевание, прогулка и пр.) и бытовые ситуации. Не используйте лишних слов. Важны четкость и конкретика. Предложения должны быть короткими.
  • «Мы сейчас пройдем мыть ручки. Ручки грязные. Откроем кран, чтобы полилась водичка. Водичка какая? Теплая? Помоем ручки с мылом. Ручки будет чистые и душистые. А теперь вытрем ручки полотенцем. Теперь ручки сухие».
  • Разносторонне развивайте малыша. Изучайте цвета, фигуры, времена года, животных, противоположные понятия и пр.

Неговорящего ребенка вполне реально разговорить! Главное, создать благоприятные и комфортные условия. Занимайтесь регулярно и с удовольствием!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Предлагаем вам 5 лучших идей методики Сесиль Лупан, которые стоит применить на практике.

Подробнее

Настольные игры для детей 2-3 лет

Существуют разнообразные логические настольные игры для детей 2 лет, которые приходят на помощь мамам и папам. Они продуманы таким образом, что увлекают их, стимулируют решать разные развивающие задачи. Малыши начинают размышлять, рассуждать, искать ответы на поставленные вопросы.

Подробнее

Этикет для малышей

Этикет для малышей крайне важен. Что такое этикет? Это свод правил поведения, необходимых каждому человеку. Владение ими положительно скажется на отношении к нему окружающих, и, возможно, даже повлияет на его будущее.

Подробнее

Звукопроизношение у детей в первый год жизни

Важное место в становлении речи ребенка отведено именно родителям. Благодаря их наблюдательности, чуткости и огромной любви к своему чаду зависит, возникнут ли проблемы со звукопроизношением малыша в будущем.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв