Неговорящий ребенок: проблема или норма?
Так что же делать, если ваш ребенок никак не хочет разговаривать? Бить тревогу или ждать? Что поможет разговорить малыша? Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. На речь влияют характер, темперамент, течение беременности, роды, наследственность, атмосфера в семье. Большая часть деток, которые поздно заговорили, быстро нагоняют сверстников, но лучше перестраховаться и обратиться к специалисту при любых отклонениях от нормы. Для начала давайте разберемся, как происходит процесс овладения речью с точки зрения общепринятых норм.
Поначалу речь преимущественно строится на подражании.
Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Еще будучи грудничком, малыш улавливает интонации родителей. Затем наступает этап подражания действиям (движениям рук, ног, головы). В процессе невербального общения постепенно формируется и речь.
Этапы развития детской речи (1-3 года)
1. Однословные предложения (1-1,6 года)
Большинство из них являются «обломками» взрослых слов.Би – машина; гу – гулять, ди – иди; да – дай/да; мя – мяч; во – волк.
Малыш часто повторяет слог дважды (га-га, ту-ту, ко-ко).
2. Предложения из нескольких слов-корней (1,6-2 года)
Каби – кабина;
Дифи – дельфин;
Куби –клубника;
Габи – грабли.
Некоторые звуки и слоги опускаются: «мокко» вместо «молоко», «сапо» вместо «сапоги», «моги» вместо «помоги», «заки» - вместо «закрыть».
Уита – улыбка;
Кавазя – кузов;
Хиби – хлеб.
3. Простые фразы и предложения (2 – 2,6)
Ребенок учится использовать в речи правильные падежи, разграничивать единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время, в речи появляются простые предлоги, однако малыш еще допускает множество ошибок.4. Сложные предложения (3-4 года)
К 3 годам ребенок уже активно использует предлоги и союзы, согласует их, изменяет слова по падежам, числам, лицам, правильно произносит слоги, употребляет все согласные звуки.К 4 годам ребенок уже свободно владеет основными правилами грамматики и правильно произносит большинство звуков.
Памятка родителям
Чтобы разговорить малыша, следуйте простым, но важным советам:- Помните, что для закрепления определенного звука, слога, слова необходимо его многократное повторение. Используйте разнообразные стишки и упражнения на звукоподражание.
- Старайтесь избегать слов «скажи» и «повтори». Создайте игровую ситуацию, которая побудит малыша к коммуникации. Сначала продемонстрируйте речевой образец, затем несколько раз его проговорите. Вопросы задавайте ненавязчиво и мягко. Если ребенок молчит – отвечайте на них сами. «Кукла Даша хочет поиграть с мячом. Как Даша просит мяч? Даша говорит «Дай» Как говорит Даша? Даша говорит «Дай».
- Меняйте тембр и интонацию, делайте речь более экспрессивной – это привлечет кроху.
- Общайтесь с ребенком простым языком, при этом демонстрируйте ему примеры различных речевых конструкций, правильного согласования частей речи.
«Как прыгают зайчата? Это зайчик прыгает высоко, а этот низко! Зайчатам весело!» (наречия)
«Где твоя ручка? Вот твоя ручка! А это моя рука!» (местоимения)
«Котенок играет с нами в прятки. Смотри, он спрятался в домике. А теперь за домиком. А теперь он залез на крышу. Вот какой хитрый!» (предлоги)
«Ущипни меня за нос. Ой-ой-ой! А теперь за щечку. Ай-ай-ай! А теперь поцелуй! Ах, как приятно!» (междометия)
«Что мишка делает? Мишка прыгает? А теперь что мишка делает? Мишка бегает!» (глаголы)
- Помните, что в стихотворной игровой форме процесс протекает продуктивнее и веселее. Рассказывайте и инсценируйте как можно больше потешек, прибауток, коротеньких стишков. Не забывайте о пальчиковых играх! Они отлично стимулируют речь!
- Читайте как можно чаще! Выбирайте книги с красочными иллюстрациями. Беседуйте по картинкам: «Что киса делает? Киса лежит на коврике! Где у кисы глазки? А где хвостик? А что под деревом растет? Грибочек? Вот какой большой!»
- Проговаривайте все режимные моменты (умывание, еда, купание, одевание, прогулка и пр.) и бытовые ситуации. Не используйте лишних слов. Важны четкость и конкретика. Предложения должны быть короткими.
- «Мы сейчас пройдем мыть ручки. Ручки грязные. Откроем кран, чтобы полилась водичка. Водичка какая? Теплая? Помоем ручки с мылом. Ручки будет чистые и душистые. А теперь вытрем ручки полотенцем. Теперь ручки сухие».
- Разносторонне развивайте малыша. Изучайте цвета, фигуры, времена года, животных, противоположные понятия и пр.
Неговорящего ребенка вполне реально разговорить! Главное, создать благоприятные и комфортные условия. Занимайтесь регулярно и с удовольствием!