Методики раннего обучения чтению
Методик обучения чтению существует много. Подходы предлагаются самые разные.- Аналитико-синтетический (классический путь от звуков к буквенным значениям, затем к слогу, слову, предложению). Сначала мы открываем ребенку мир звуков, учим их распознавать, понимать, что речь из них состоит, затем подводим к тому, что звук обозначается тем или иным знаком, т.е. буквой. Кроха учится проводить звуковой анализ слова: слышать и называть звуки, из которых состоит слово, различать гласные, согласные, твердые и мягкие звуки. Уже потом он начинает соединять буквы в слоги, слоги в слова (этот путь самый долгий и не подходит для раннего развития, зато он идеален для детей 4-5 лет).
- Чтение по складам (склад – буква или пара букв: согласный + гласный, согласный + Ь, Ъ). Для этого используются специальные складовые блоки и карточки.
- Чтение по слогам (слог – один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха). Ребенок сначала запоминает слоги, затем учится объединять их в слова.
- Чтение целых слов. Малыш запоминает слово, как некую картинку. Затем ему дают текст, в котором ранее изученные слова встречаются.
Рассмотрим популярные методики, обучающие раннему чтению.
Методика Зайцева
![](/images_mod/281.jpg)
Данная методика предлагает обучать детей читать при помощи кубиков-складов уже с 1 года. Суть в том, что ребенок, играя в веселые и подвижные игры с кубиками, легко запоминает написанные на них буквы/сочетания, улавливает логику построения слов.
Однако в школе у него могут возникнуть проблемы с разбором слов по составу (фонематический разбор), потому что он привык делить их на склады. Также на кубиках есть сочетания типа «бэ», «вэ», «гэ», «сэ», которые крайне редко встречаются в русском языке.
И все же деткам нравится играть с кубиками Зайцева, поэтому можно смело использовать их.
Методика Домана
![](/images_mod/6022741559.webp)
По этой методике малыши знакомятся сразу с целыми словами и запоминают их, т.е. минуют звуковой, буквенный и слоговый этап.
Крохе последовательно показываются карточки. Запоминание происходит механически.
Данная методика отлично развивает память, но совсем не развивает воображение и творческое начало.
На данной методике основаны пособия «Чтение с пеленок», «Букварь с пеленок».
Методика Монтессори
![](/images_mod/hello_html_19839941.jpg)
Методика базируется на увлекательных играх, развивающих мелкую моторику, фантазию, внимание, память, логическое мышление тактильное восприятие. Буквы вырезаются из шероховатого материала, чтобы малыш «ощупывал» их, пишутся на манной крупе, штрихуются, обводятся и т.п.
Интересные игрушки, рамки-вкладыши, активная творческая деятельность помогают постепенно освоить алфавит, а затем и научиться составлять из букв слова, читать.
Методика подходит для увлеченных мам, готовых тратить много времени на создание пособий и материалов.
Процесс запоминания букв не механический, а ассоциативный.
Сначала малыш осваивает буквы, постепенно переходит к чтению слогов и слов, фраз, предложений.
Методика Елены Даниловой
Современная методика, которая предлагает за 60 дней научить читать. Для занятий нужно немного: магнитные буквы, бумага, ножницы, карандаши и желание со стороны крохи.
Дети учатся читать не по слогам, а по складам (склад может состоять из 1-2 букв).
Автор рекомендует развешивать по дому фото родных и делать к ним карточки-подписи, составлять из магнитных букв простейшие слова типа «мама», «папа». Слова могут прыгать, пищать, становиться участниками веселых историй и событий.
Пример игры: нужно посадить зверят в домик «А» (провести по дорожке, проговаривая «Аааа») с треугольной крышей, а потом в домик «О» с круглой крышей: «Ооооо»).
Методика Воскобовича
![](/images_mod/480x360_0xc0a8399f_7597140901474292197.jpeg)
Сначала карточки просто рассматриваются, сопровождается процесс чтением стихов, затем малыш запоминает стихи и воспроизводит их сам. Спустя время он учится показывать по просьбе склады, выделять их в песнях. Так, постепенно он учится читать сначала простые слова, а затем длинные.
Методика Тепляковой
![](/images_mod/5ingpzu3mxo.jpg)
Чтение по методике начинается со слов, а не с букв, поскольку именно слово имеет для крохи смысл. Активная игра – обязательное условие. Следующий этап – звукобуквенный анализ: малыш уже узнает слова, много раз с ними играл, он учится видеть различия между ними (например, замечает замену буквы). Карточки присутствуют в каждой игре. Малыш с ними постоянно играет и таким оьразом запоминает слова.
Минусы раннего обучения чтению
Противники раннего чтения утверждают, что «раннее чтение» имеет много «подводных камней», а именно:- Информация в виде букв, слов воспринимается малышами тяжело, потому что они мыслят образами.
- Ребенок запоминает слоги и слова без понимания, т.е. он верно показывает карточки со словами, но не понимает, что на них написано.
- От чрезмерных занятий ребенок испытывает умственное напряжение, переутомляется и начинает хуже управлять своими эмоциями. У него не хватает энергии на все и сразу. Отсюда капризы, истерики.
- Активно развивая умственную деятельность, мы отодвигаем на второй план развитие воображения, образное мышление, эмоциональное развитие, а для ребенка это очень важно.
Однако все минусы можно свести к минимуму, если подходить к процессу с долей творчества и креативности. В чем же разница между обучением и развитием?
Развитие – это процесс становления и обогащения новых качеств (умственных, духовных, физических, психических).
Когда мы с ним играем, активно развиваем речь, память, внимание, ненавязчиво знакомим с миром звуков, букв, слогов – мы создаем базу для последующего обучения.
Новые знания в таком случае усваиваются гораздо легче. Мы не заставляем, не навязываем, не стремимся к быстрому результату, мы играем и формируем познавательный интерес.
Бывает и такое, что ребенок не проявляет интереса. В таком случае, конечно, нужно повременить с освоением основ великого и могучего…Видимо, на данном этапе у малыша другие интересы, и Вы должны сосредоточиться на них.
Запомните золотое правило:
«Чтение – это не принуждение, это процесс для удовольствия». Для начала было бы здорово привить малышу любовь к чтению. С этого начинается «любовь к слову». Чтение должно стать частью жизни.
Плюсы раннего обучения чтению
- Повышенная способность к обучению. Ребенок пока еще на интуитивном уровне осваивает основы грамматики, ему дается это довольно легко. Если в 2-3 года малыш уже имел опыт языковых игр (с карточками-словами, с кубиками Зайцева, магнитными буквами), то он вполне сможет в 4-5 лет уже читать простые слова и предложения (при условии, что у ребенка нет серьезных логопедических проблем).
- Уверенность в себе и своих силах (новые успехи мотивируют к новым свершениям).
- Умственное развитие (развивается левое полушарие, отвечающее за логику, анализ).
- Увеличение словарного запаса (регулярное чтение обогащает речь).
- Самостоятельность (кроха проводит самостоятельное время с книгой).
- Усидчивость и внимательность (чтение требует концентрации и усидчивости).
- Более правильная и грамотная речь (навыки словоизменения, словообразования, более богатая речь).
- Интерес к книгам (для детей, которые научились читать еще до школы, чтение становится важной частью жизни).
- Научившись читать еще до школы, ребенок будет совершенствовать этот навык и делать это в комфортном для него режиме.
Выводы
Итак, делаем выводы.Методик много. Выбор за Вами. Раннее обучение чтению возможно, если играть с буквами, слогами, карточками со словами с полутора-двух лет. Отбросьте ожидания, просто занимайтесь с удовольствием и ни в коем случае не принуждайте к чтению. К трем годам некоторые малыши уже читают слоги и простые слова, но полноценное и осмысленное чтение возможно:
- когда ребенок разговаривает и ведет со взрослым диалог;
- когда ребенок понимает суть прочитанного;
- когда у ребенка нет явных логопедических проблем;
- когда ребенок способен удерживать внимание хотя бы 10 минут.
Не утомляйте юного чтеца. Сначала читайте простые фразы, короткие предложения, Длину прочитанного отрезка увеличивайте постепенно.
Постарайтесь сделать процесс не скучным, а увлекательным. Если малыш узнает что-то новое, живет насыщенной жизнью, в которой есть место ярким эмоциям и впечатлениям, полноценно общается с родителями, взаимодействует со сверстниками, значит, он развивается. Можно прекрасно развиваться и без чтения в три года. Всему свое время. Помните, ресурс развития мозга не ограничен, а, значит, новые успехи и свершения впереди. Удачи!