Раннее чтение. Плюсы и минусы

Раннее чтение. Плюсы и минусы
Раннее чтение. Плюсы и минусы
Считается, что в норме ребенок должен научиться читать к 6-7 годам (к этому возрасту он способен делать это осмысленно и полноценно), однако современные методики предлагают ранее обучение чтению. В чем же плюсы и минусы раннего чтения? Когда и как учить читать малыша? Давайте разбираться!

Методики раннего обучения чтению

Методик обучения чтению существует много. Подходы предлагаются самые разные.
  1. Аналитико-синтетический (классический путь от звуков к буквенным значениям, затем к слогу, слову, предложению). Сначала мы открываем ребенку мир звуков, учим их распознавать, понимать, что речь из них состоит, затем подводим к тому, что звук обозначается тем или иным знаком, т.е. буквой. Кроха учится проводить звуковой анализ слова: слышать и называть звуки, из которых состоит слово, различать гласные, согласные, твердые и мягкие звуки. Уже потом он начинает соединять буквы в слоги, слоги в слова (этот путь самый долгий и не подходит для раннего развития, зато он идеален для детей 4-5 лет).
  2. Чтение по складам (склад – буква или пара букв: согласный + гласный, согласный + Ь, Ъ). Для этого используются специальные складовые блоки и карточки.
  3. Чтение по слогам (слог – один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха). Ребенок сначала запоминает слоги, затем учится объединять их в слова.
  4. Чтение целых слов. Малыш запоминает слово, как некую картинку. Затем ему дают текст, в котором ранее изученные слова встречаются.

Рассмотрим популярные методики, обучающие раннему чтению.

Методика Зайцева


Данная методика предлагает обучать детей читать при помощи кубиков-складов уже с 1 года. Суть в том, что ребенок, играя в веселые и подвижные игры с кубиками, легко запоминает написанные на них буквы/сочетания, улавливает логику построения слов.
Однако в школе у него могут возникнуть проблемы с разбором слов по составу (фонематический разбор), потому что он привык делить их на склады. Также на кубиках есть сочетания типа «бэ», «вэ», «гэ», «сэ», которые крайне редко встречаются в русском языке.
И все же деткам нравится играть с кубиками Зайцева, поэтому можно смело использовать их.

Методика Домана


По этой методике малыши знакомятся сразу с целыми словами и запоминают их, т.е. минуют звуковой, буквенный и слоговый этап.
Крохе последовательно показываются карточки. Запоминание происходит механически.
Данная методика отлично развивает память, но совсем не развивает воображение и творческое начало.
На данной методике основаны пособия «Чтение с пеленок», «Букварь с пеленок».

Методика Монтессори


Методика базируется на увлекательных играх, развивающих мелкую моторику, фантазию, внимание, память, логическое мышление тактильное восприятие. Буквы вырезаются из шероховатого материала, чтобы малыш «ощупывал» их, пишутся на манной крупе, штрихуются, обводятся и т.п.
Интересные игрушки, рамки-вкладыши, активная творческая деятельность помогают постепенно освоить алфавит, а затем и научиться составлять из букв слова, читать.
Методика подходит для увлеченных мам, готовых тратить много времени на создание пособий и материалов.
Процесс запоминания букв не механический, а ассоциативный.
Сначала малыш осваивает буквы, постепенно переходит к чтению слогов и слов, фраз, предложений.
Методика Елены Даниловой
Современная методика, которая предлагает за 60 дней научить читать. Для занятий нужно немного: магнитные буквы, бумага, ножницы, карандаши и желание со стороны крохи.
Дети учатся читать не по слогам, а по складам (склад может состоять из 1-2 букв).
Автор рекомендует развешивать по дому фото родных и делать к ним карточки-подписи, составлять из магнитных букв простейшие слова типа «мама», «папа». Слова могут прыгать, пищать, становиться участниками веселых историй и событий.
Пример игры: нужно посадить зверят в домик «А» (провести по дорожке, проговаривая «Аааа») с треугольной крышей, а потом в домик «О» с круглой крышей: «Ооооо»).

Методика Воскобовича


«Складушки Воскобовича» – игровое пособие, состоящее из 21 карточки. На них с правой и левой стороны расположены в виде вертикальных столбиков склады. Пособие подходит детям, которые уже знают буквы. В ходе игр ребенок усваивает принципы сложения слогов. Стихи, песенки, разнообразные герои помогают сделать занятия веселыми и совсем не скучными.
Сначала карточки просто рассматриваются, сопровождается процесс чтением стихов, затем малыш запоминает стихи и воспроизводит их сам. Спустя время он учится показывать по просьбе склады, выделять их в песнях. Так, постепенно он учится читать сначала простые слова, а затем длинные.

Методика Тепляковой


Чтение по методике начинается со слов, а не с букв, поскольку именно слово имеет для крохи смысл. Активная игра – обязательное условие. Следующий этап – звукобуквенный анализ: малыш уже узнает слова, много раз с ними играл, он учится видеть различия между ними (например, замечает замену буквы). Карточки присутствуют в каждой игре. Малыш с ними постоянно играет и таким оьразом запоминает слова.

Минусы раннего обучения чтению

Противники раннего чтения утверждают, что «раннее чтение» имеет много «подводных камней», а именно:
  • Информация в виде букв, слов воспринимается малышами тяжело, потому что они мыслят образами.
  • Ребенок запоминает слоги и слова без понимания, т.е. он верно показывает карточки со словами, но не понимает, что на них написано.
  • От чрезмерных занятий ребенок испытывает умственное напряжение, переутомляется и начинает хуже управлять своими эмоциями. У него не хватает энергии на все и сразу. Отсюда капризы, истерики.
  • Активно развивая умственную деятельность, мы отодвигаем на второй план развитие воображения, образное мышление, эмоциональное развитие, а для ребенка это очень важно.

Однако все минусы можно свести к минимуму, если подходить к процессу с долей творчества и креативности. В чем же разница между обучением и развитием?
Обучение – это целенаправленно организованный процесс передачи знаний, умений и навыков.
Развитие – это процесс становления и обогащения новых качеств (умственных, духовных, физических, психических).
Когда мы учим ребенка читать – это обучение.
Когда мы с ним играем, активно развиваем речь, память, внимание, ненавязчиво знакомим с миром звуков, букв, слогов – мы создаем базу для последующего обучения.
Новые знания в таком случае усваиваются гораздо легче. Мы не заставляем, не навязываем, не стремимся к быстрому результату, мы играем и формируем познавательный интерес.
Бывает и такое, что ребенок не проявляет интереса. В таком случае, конечно, нужно повременить с освоением основ великого и могучего…Видимо, на данном этапе у малыша другие интересы, и Вы должны сосредоточиться на них.
Запомните золотое правило:
«Чтение – это не принуждение, это процесс для удовольствия». Для начала было бы здорово привить малышу любовь к чтению. С этого начинается «любовь к слову». Чтение должно стать частью жизни.

Плюсы раннего обучения чтению

  • Повышенная способность к обучению. Ребенок пока еще на интуитивном уровне осваивает основы грамматики, ему дается это довольно легко. Если в 2-3 года малыш уже имел опыт языковых игр (с карточками-словами, с кубиками Зайцева, магнитными буквами), то он вполне сможет в 4-5 лет уже читать простые слова и предложения (при условии, что у ребенка нет серьезных логопедических проблем).
  • Уверенность в себе и своих силах (новые успехи мотивируют к новым свершениям).
  • Умственное развитие (развивается левое полушарие, отвечающее за логику, анализ).
  • Увеличение словарного запаса (регулярное чтение обогащает речь).
  • Самостоятельность (кроха проводит самостоятельное время с книгой).
  • Усидчивость и внимательность (чтение требует концентрации и усидчивости).
  • Более правильная и грамотная речь (навыки словоизменения, словообразования, более богатая речь).
  • Интерес к книгам (для детей, которые научились читать еще до школы, чтение становится важной частью жизни).
  • Научившись читать еще до школы, ребенок будет совершенствовать этот навык и делать это в комфортном для него режиме.

Выводы

Итак, делаем выводы.
Методик много. Выбор за Вами. Раннее обучение чтению возможно, если играть с буквами, слогами, карточками со словами с полутора-двух лет. Отбросьте ожидания, просто занимайтесь с удовольствием и ни в коем случае не принуждайте к чтению. К трем годам некоторые малыши уже читают слоги и простые слова, но полноценное и осмысленное чтение возможно:
  • когда ребенок разговаривает и ведет со взрослым диалог;
  • когда ребенок понимает суть прочитанного;
  • когда у ребенка нет явных логопедических проблем;
  • когда ребенок способен удерживать внимание хотя бы 10 минут.
Как правило, это происходит не раньше 4-5 лет.
Не утомляйте юного чтеца. Сначала читайте простые фразы, короткие предложения, Длину прочитанного отрезка увеличивайте постепенно.
Постарайтесь сделать процесс не скучным, а увлекательным. Если малыш узнает что-то новое, живет насыщенной жизнью, в которой есть место ярким эмоциям и впечатлениям, полноценно общается с родителями, взаимодействует со сверстниками, значит, он развивается. Можно прекрасно развиваться и без чтения в три года. Всему свое время. Помните, ресурс развития мозга не ограничен, а, значит, новые успехи и свершения впереди. Удачи!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Сказка "Удивительное путешествие елочной игрушки"

Однажды на фабрику елочных игрушек пришло важное письмо! В нем было написано, что для самой большой ёлки в городе нужно изготовить лучшие игрушки!

Подробнее

Раннее развитие. А надо ли?

У раннего развития есть поклонники и противники. Первые утверждают: до трех лет ребенок способен усвоить огромное количество информации, и нужно использовать этот потенциал; другие считают: многочисленные занятия утомляют малыша, лишают его детства. Где же истина? Где-то между. Заниматься однозначно нужно. В первые годы жизни познавательный интерес ребенка велик, и необходимо удовлетворять эту жажду познания.

Подробнее

Пальчиковые игры до года и в год

Детей увлекают пальчиковые игры в год и даже раньше. Если вдруг малыш заскучал или раскапризничался, на помощь приходят пальчиковые игры. Они дарят радость и улыбки! Всем известны такие игры, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Подробнее

Интерактивные мягкие игрушки. Как выбрать ту самую?

В наши дни особой популярностью у детей пользуются интерактивные мягкие игрушки. Интерактивная игрушка – это игрушка, которая взаимодействует с ребенком. Она реагирует на его действия, общается с ним и помогает познавать окружающий мир. Когда-то интерактивные игрушки были мечтой, а сейчас их выбор просто огромен!

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв