Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
Самые популярные методики развития детей

Самые популярные методики развития детей

Самые популярные методики развития детей

Методики развития детей очень востребованы в наши дни и являются подспорьем для педагогов и увлеченных родителей. Многие педагоги считают, что именно в раннем возрасте успешнее всего формируются интеллектуальные способности, ведь мозг способен воспринимать огромное количество информации. Ибука Масару – японский новатор в сфере раннего развития – утверждал, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Одни родители отдают предпочтение занятиям в развивающих центрах, другие своими силами интенсивно развивают чадо. 




Польза раннего развития

В чем же польза раннего развития?

  • занятия стимулируют интерес ребенка к окружающему миру, развивают логику, мышление, внимание, память и др., формируют полезные навыки;
  • получая новые знания, мозг активно развивается;
  • регулярно взаимодействие со взрослым полезно не только для умственного, но и для психического развития крохи;
  • занятия развивают усидчивость и внимательность;
  • разнообразная деятельность помогает выявить и раскрыть таланты ребенка.

Обзор методик развития детей

Существует много методик раннего развития. В чем-то они схожи, а в чем-то противоречат друг другу, но объединяет их одно – стремление развивать ребенка гармонично и полноценно. Давайте рассмотрим самые популярные методики и их особенности.


Методика Марии Монтессори

Название методики
Методика Марии Монтессори   
Суть Данная методика была разработана врачом и педагогом Марией Монтессори. Она получила признание во многих странах. Методика предполагает занятия с детками от 0 до 3 лет и от 3 до 6. Ее суть заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Основные принципы



1. Создание развивающей среды и условий, которые способствуют общему развитию и познанию окружающий мир.
2. Саморазвитие ребенка, самообучение и самовоспитание.
3. Следование детьми четким правилам.
4. Второстепенная роль педагога/родителя. Он лишь наблюдает за ребенком и при необходимости направляет, помогает, объясняет, показывает, поддерживает интерес. При этом он не поощряет и не наказывает малыша, а держится нейтрально.
5. Ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься (свобода выбора).
6. Малыш развивается самостоятельно в комфортном для него темпе. 

Плюсы 
- развитие самостоятельности, дисциплинированности;

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического мышления.

Минусы

- отсутствие творчества;

- отсутствие сюжетно-ролевых игр.

Методика Глена Домана

Название методики
Методика Глена Домана
Суть Глен Доман – американский врача-нейрофизиолог. Он занимался восстановлением детей с травмами мозга. Доман в работе использовал упражнения, стимулирующие клетки мозга. Детям поочередно показывались тематические карточки в течение буквально 10 секунд (1-2 секунды на каждую карточку). Результаты были поразительными! В дальнейшем методика начала активно применяться и в работе со здоровыми детьми от 0 до 6 лет. По мнению Домана, в первые годы жизни мозг ребенка способен воспринимать огромное количество информации. Разнообразные карточки (животные, птицы, насекомые, одежда, предметы обихода и пр.) помогают систематизировать знания в голове малыша. При помощи карточек также можно обучать счету (кружочки на карточках) и чтению (слова на карточках, которые нужно запоминать целиком).

Основные принципы  
1. Карточки необходимо показывать в быстром темпе несколько раз в день, называя то, что на них изображено.

2. Нельзя давать ребенку карточки в руки.

3. Карточки постепенно должны добавляться и обновляться.

Плюсы

карточки по разным темам увеличивают кругозор малыша, словарный запас развивают память.

Минусы
- при просмотре карточек задействованы зрение и слух, но игнорируется тактильное восприятие, без которого невозможно полноценное развитие;

- большой поток информации, который перегружает психику ребенка;

- пассивная подача материала не затрагивает эмоциональную сферу развития, творческое начало.

Методика Николая Зайцева

Название методики
Методика Николая Зайцева
 Суть Методика Н. Зайцева – известного педагога – позволяет детям довольно быстро обучиться чтению по складам. Склад отличается от слога тем, что не содержит более двух букв. Автор создал кубики, которые различаются по размеру, цвету и звучанию. Таким образом он разграничил гласные/согласные, звонкие/глухие, твердые/мягкие звуки. Каждая из граней кубика содержит один из складов, которые малыш легко запоминает в игре. Затем он учится складывать из них слова.  
Основные принципы    
1. Игровая форма занятий.

2. Обучение чтению по складам.

3. Письмо лежит в основе чтения (ребенок составляет слова при помощи кубиков);

4. Вовлечение всех органов чувств (кубики различаются по весу, цвету, звучанию, размеру).

5. Системный подход (от общего к частному и наоборот)

Плюсы - дети могу научиться рано читать.

Минусы  
- методика не признана Министерством образования;
- у ребенка могут возникнуть трудности с понятиями «буква» и «звук»;
- методика направлена на механическое запоминание.

Методика Никитиных

Название методики
Методика Никитиных
Суть Никитины Борис и Елена – это не только опытные педагоги, но и увлеченные многодетные родители, разработавшие свою методику. Она представляет комплекс спортивных и развивающих задач, которые постепенно усложняются.

Основные принципы
1. В основе методики лежит спорт (зарядка и закаливание – обязательные составляющие). Важно оборудовать место, где ребенок сможет заниматься.
2. Свобода и естественность. Ребенка нельзя ни к чему принуждать. Занятия проводятся только по желанию. Занятия проводятся столько, сколько этого хотят ученики. Родители выступают в качестве старших товарищей, соратников, проявляют активный интерес и вовлеченность.
3. Физическое воспитание сочетается с другими видами деятельности.
4. Интеллектуальному развитию отводится особое место. Для занятий были разработали специальные игры («уникуб», «квадрат Никитина»).

Плюсы - одновременное физическое и умственное развитие;
простота методики.

Минусы - отсутствует индивидуальный подход;
не уделяется внимание творчеству.

Вальдорфская методика

 Название методики
Вальдорфская методика
Суть  Её основатель – педагог Рудольф Штайнер. Методика основана на антропософских представлениях (познание себя, духовного мира).

Основные принципы  
1. Во главе методики не развитие интеллектуальных способностей, а познание окружающего мира, эстетические и практические навыки.

2. Акцент на духовном и творческом развитии ребенка.

3. Уважение личности ребенка.

4. Отсутствие принуждения со стороны педагога (ребенок делает все только по собственному желанию), отсутствие оценок.

5. Работа в мини-группах.

Плюсы  
- развитие творческого мышления;

- разнообразие игрушек из натуральных материалов. 

Минусы
- позднее обучение письму и чтению;

- оторванность от реальности (методика далека от традиционной системы образования).

Методика Сесиль Лупан

 Название методики
 Методика Сесиль Лупан       
   
Суть  Методика подходит детям от 0 до 5 лет. Разработана она увлеченной мамой. Родители должны проявлять активный интерес к ребенку и раскрывать его таланты.

Основные принципы
1. Тесное познавательное общение родителей и детей, но не гиперопека, сводящаяся к бытовым заботам.

2. Ненавязчивое обучение, которое способно породить интерес к окружающему миру.

3. Всестороннее развитие личности.

4. Комфорт ребенка превыше всего. Взрослый – прежде всего друг!


Плюсы  
- гармоничное физическое, интеллектуальное и умственное развитие ребенка;

- развитие коммуникабельности, адекватного восприятия мира.

Минусы - максимальная вовлеченность и лояльность родителей. Не всегда у родителей есть время, возможность и достаточно терпения, чтобы заниматься по данной методике.


Более подробно с методикой Вы можете ознакомиться в нашей статье: https://www.ostroumka.ru/kopilka-znaniy/razvitie-rebyenka/metodika-rannego-razvitiya-sesil-lupan/
 

Методика Железновых

 Название
Методика Железновых                                                                                                                                                                                         
Суть методики Методика разработана педагогами-музыкантами Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью). Упор делается на музыкальное развитие ребенка. Методика подходит деткам от 6 месяцев до 7 лет. В основе занятий – коротенькие песни-инсценировки, включающие в себя пальчиковые игры, массажные паузы, сказки-шумелки, логоритмические упражнения, пропевания песенок и т.п. 
Основные принципы
1. Игровая форма обучения.

2. Двигательная активность.

3. Максимальная вовлеченность родителей и позитивный настрой ребенка.

Плюсы - развитие музыкальных способностей, чувства ритма, темпа;

- развитие речи;

- развитие общей моторики, координации движений, физических навыков;

- сближение взрослого и ребенка.

 Минусы  
- однотипность упражнений;

- необходимость следовать четкому плану действий.

Методика Ольги Николаевны Тепляковой

 Название методики
 Методика Ольги Николаевны Тепляковой   
                                                                                                                                                                                                            
 Суть Ольга Николаевна Теплякова – дипломированный психолог, многодетная мама и опытная бабушка – разработала уникальную методику, предназначенную для деток от 3 месяцев до 4 лет. Методика помогает гармонично и полноценно развивать малыша, раскрывая его творческий потенциал.

Основные принципы    
1. Короткое занятие (одна игра длится 2-5 минут).

2. В основе методики – не обучение, а игра, которая должна приносить удовольствие малышу.

3. Движение снимает напряжение, помогает установить контакт между взрослым и ребенком, поэтому начинать нужно с подвижных игр.

4. Серия игр объединена одним сюжетом, при этом используются различные виды деятельности.

5. Мамы должны быть максимально вовлечены. Наличие других взрослых и детей приветствуется.

6. Активное использование игрушек.

7. Создание условий, которые побудят ребенка читать и писать (игры с карточками-словами).

8. Работы обязательно подписываются и размещаются на выставке.

9. Похвала ребенка и позитивный настрой родителей.

Плюсы
- легкость и простота;

- минимальные затраты;

- гармоничное развитие.


Минусы - некоторые аспекты методики являются спорными: например, активное использование фломастеров на занятиях (в садах отдают предпочтение карандашам), или отсутствие пальчикового рисования.


Как видите, методик развития детей много, и в каждой есть свои плюсы и минусы. Пробуйте разные методики, экспериментируйте, и Вы обязательно найдете то, что понравится крохе. Не стремитесь воспитать вундеркинда, не перегружайте ребенка бесконечными занятиями, а просто играйте в удовольствие и с радостью!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:


Смотрите также

Сюжетно-ролевые игры для детей трех лет

Сюжетно-ролевые игры для детей трех лет очень важны, ведь они развивают личность ребенка, пробуждают познавательный интерес к самым разным сферам деятельности. Малыши стремятся овладеть новыми навыками, подражая взрослым. 

Подробнее

Идеи игр на 8 марта

Любой маме будет очень приятно получить в подарок от сына цветочек, поцелуй, поделку и любую другую мелочь. Задача папы просветить сына и направить его, научить быть настоящим кавалером. Девочки порадуют маму, если помогут ей накрыть на стол или испечь печенье, ведь они тоже будущие хозяюшки и мамы. И, конечно, не забывайте о совместных играх. Наши идеи подвижных игр подарят вам заряд хорошего настроения, сделают праздник веселым, ярким и радостным!
Подробнее

Первые игры-ходилки для малышей

Игры-ходилки для детей чрезвычайно полезны: они не только расширяют кругозор малыша, но и закладывают такие качества, как внимательность, усидчивость, целеустремленность, а еще они отлично развивают эмоциональную сферу, воображение, ведь в основе игры – сюжет, наполненный приключениями.
Подробнее