Самые популярные методики развития детей

Самые популярные методики развития детей
Самые популярные методики развития детей

Методики развития детей очень востребованы в наши дни и являются подспорьем для педагогов и увлеченных родителей. Многие педагоги считают, что именно в раннем возрасте успешнее всего формируются интеллектуальные способности, ведь мозг способен воспринимать огромное количество информации. Ибука Масару – японский новатор в сфере раннего развития – утверждал, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Одни родители отдают предпочтение занятиям в развивающих центрах, другие своими силами интенсивно развивают чадо. 

Обзор методик развития детей

Существует много методик раннего развития. В чем-то они схожи, а в чем-то противоречат друг другу, но объединяет их одно – стремление развивать ребенка гармонично и полноценно. 

Польза раннего развития

В чем же польза раннего развития?

  • занятия стимулируют интерес ребенка к окружающему миру, развивают логику, мышление, внимание, память и др., формируют полезные навыки;
  • получая новые знания, мозг активно развивается;
  • регулярно взаимодействие со взрослым полезно не только для умственного, но и для психического развития крохи;
  • занятия развивают усидчивость и внимательность;
  • разнообразная деятельность помогает выявить и раскрыть таланты ребенка.

Давайте рассмотрим самые популярные методики и их особенности.

Методика М. Монтессори

Суть:

Данная методика была разработана врачом и педагогом Марией Монтессори. Она получила признание во многих странах.  Методика предполагает занятия с детками от 0 до 3 лет и от 3 до 6.

Основные принципы:

-создание развивающей среды и условий, которые способствуют общему развитию и познанию окружающий мир.

-саморазвитие ребенка, самообучение и самовоспитание.

-следование детьми четким правилам.

-второстепенная роль педагога/родителя (он лишь наблюдает за ребенком и при необходимости направляет, помогает, объясняет, показывает, поддерживает интерес.  При этом он не поощряет и не наказывает малыша, а держится нейтрально).

-ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься (свобода выбора).

-малыш развивается самостоятельно в комфортном для него темпе.

Плюсы:

-развитие самостоятельности, дисциплинированности;

-развитие мелкой моторики;

-развитие логического мышления.

Минусы:

-отсутствие творчества;

-отсутствие сюжетно-ролевых игр.

Методика Глена Домана

Суть:

Глен Доман – американский врача-нейрофизиолог. Он занимался восстановлением детей с травмами мозга. Доман в работе использовал упражнения, стимулирующие клетки мозга.  Детям поочередно показывались тематические карточки в течение буквально 10 секунд (1-2 секунды на каждую карточку). Результаты были поразительными! В дальнейшем методика начала активно применяться и в работе со здоровыми детьми от 0 до 6 лет. По мнению Домана, в первые годы жизни мозг ребенка способен воспринимать огромное количество информации. Разнообразные карточки (животные, птицы, насекомые, одежда, предметы обихода и пр.) помогают систематизировать знания в голове малыша. При помощи карточек также можно обучать счету (кружочки на карточках) и чтению (слова на карточках, которые нужно запоминать целиком).

Основные принципы:

- карточки необходимо показывать в быстром темпе несколько раз в день, называя то, что на них изображено.

-нельзя давать ребенку карточки в руки.

-карточки постепенно должны добавляться и обновляться.

Плюсы:

-карточки по разным темам увеличивают кругозор малыша, словарный запас развивают память.

Минусы:

-при просмотре карточек задействованы зрение и слух, но игнорируется тактильное восприятие, без которого невозможно полноценное развитие;

-большой поток информации, который перегружает психику ребенка;

-пассивная подача материала не затрагивает эмоциональную сферу развития, творческое начало.

Методика Н. Зайцева.

Суть:

Методика Н. Зайцева – известного педагога – позволяет детям довольно быстро обучиться чтению по складам. Склад отличается от слога тем, что не содержит более двух букв.

Автор создал кубики, которые различаются по размеру, цвету и звучанию. Таким образом он разграничил гласные/согласные, звонкие/глухие, твердые/мягкие звуки.

Каждая из граней кубика содержит один из складов, которые малыш легко запоминает в игре. Затем он учится складывать из них слова.  


Основные принципы методики:

-игровая форма занятий.

-обучение чтению по складам.

-письмо лежит в основе чтения (ребенок составляет слова при помощи кубиков);

-вовлечение всех органов чувств (кубики различаются по весу, цвету, звучанию, размеру).

-системный подход (от общего к частному и наоборот)

Плюсы:

-дети могу научиться рано читать.

Минусы:

-методика не признана Министерством образования;

-у ребенка могут возникнуть трудности с понятиями «буква» и «звук»;

-методика направлена на механическое запоминание.

Методика Никитиных

Суть:

Никитины Борис и Елена – это не только опытные педагоги, но и увлеченные многодетные родители, разработавшие свою методику. Она представляет комплекс спортивных и развивающих задач, которые постепенно усложняются.

Основные принципы:

-в основе методики лежит спорт (зарядка и закаливание – обязательные составляющие). Важно оборудовать место, где ребенок сможет заниматься.

-свобода и естественность (ребенка нельзя ни к чему принуждать; занятия проводятся только по желанию; занятия проводятся столько, сколько этого хотят ученики; родители выступают в качестве старших товарищей, соратников, проявляют активный интерес и вовлеченность).

-физическое воспитание сочетается с другими видами деятельности.

-интеллектуальному развитию отводится особое место. Для занятий были разработали специальные игры («уникуб», «квадрат Никитина»).

Плюсы:

-одновременное физическое и умственное развитие;

-простота методики.

Минусы:

-отсутствует индивидуальный подход;

-не уделяется внимание творчеству.

Вальдорфская методика

Её основатель – педагог Рудольф Штайнер.

Основные принципы:

-во главе методики не развитие интеллектуальных способностей, а познание окружающего мира, эстетические и практические навыки.

-акцент на духовном и творческом развитии ребенка.

-уважение личности ребенка.

-отсутствие принуждения со стороны педагога (ребенок делает все только по собственному желанию), отсутствие оценок.

-работа в мини-группах.

Плюсы:

-развитие творческого мышления;

-разнообразие игрушек из натуральных материалов.

Минусы:

-позднее обучение письму и чтению;

-оторванность от реальности (методика далека от традиционной системы образования).

Методика Сесиль Лупан

Методика подходит детям от 0 до 5 лет. Разработана она увлеченной мамой.

Основные принципы: 

-тесное познавательное общение родителей и детей, но не гиперопека, сводящаяся к бытовым заботам.

-ненавязчивое обучение, которое способно породить интерес к окружающему миру.

-всестороннее развитие личности.

-комфорт ребенка превыше всего. Взрослый – прежде всего друг!

Плюсы:

-гармоничное физическое, интеллектуальное и умственное развитие ребенка;

-развитие коммуникабельности, адекватного восприятия мира.

Недостатки:

- максимальная вовлеченность и лояльность родителей (не всегда у родителей есть время, возможность и достаточно терпения, чтобы заниматься по данной методике).

Более подробно с методикой Вы можете ознакомиться в нашей статье: Методика раннего развития Сесиль Лупан

Методика Железновых

Суть: 

Методика разработана педагогами-музыкантами Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью). Упор делается на музыкальное развитие ребенка. Методика подходит деткам от 6 месяцев до 7 лет. В основе занятий – коротенькие песни-инсценировки, включающие в себя пальчиковые игры, массажные паузы, сказки-шумелки, логоритмические упражнения, пропевания песенок и т.п.

Основные принципы:

-игровая форма обучения.

-двигательная активность.

-максимальная вовлеченность родителей и позитивный настрой ребенка.

Плюсы:

-развитие музыкальных способностей, чувства ритма, темпа;

-развитие речи;

-развитие общей моторики, координации движений, физических навыков;

-сближение взрослого и ребенка.

Минусы:

-однотипность упражнений;

-необходимость следовать четкому плану действий.

Методика Ольга Николаевны Тепляковой

Суть:

Ольга Николаевна Теплякова – дипломированный психолог, многодетная мама и опытная бабушка – разработала уникальную методику, предназначенную для деток от 3 месяцев до 4 лет. Методика помогает гармонично и полноценно развивать малыша, раскрывая его творческий потенциал.

Основные принципы:

-короткое занятие (одна игра длится 2-5 минут).

-в основе методики – не обучение, а игра, которая должна приносить удовольствие малышу.

-движение снимает напряжение, помогает установить контакт между взрослым и ребенком, поэтому начинать нужно с подвижных игр.

-серия игр объединена одним сюжетом, при этом используются различные виды деятельности.

-мамы должны быть максимально вовлечены.

-наличие других взрослых и детей приветствуется.

-активное использование игрушек.

-создание условий, которые побудят ребенка читать и писать (игры с карточками-словами).

-работы обязательно подписываются и размещаются на выставке.

-похвала ребенка и позитивный настрой родителей.

Плюсы:

-легкость и простота;

-минимальные затраты;

-гармоничное развитие.

Минусы:

-некоторые аспекты методики являются спорными: например, активное использование фломастеров на занятиях (в садах отдают предпочтение карандашам), или отсутствие пальчикового рисования.

Как видите, методик развития детей много, и в каждой есть свои плюсы и минусы. Пробуйте разные методики, экспериментируйте, и Вы обязательно найдете то, что понравится крохе. Не стремитесь воспитать вундеркинда, не перегружайте ребенка бесконечными занятиями, а просто играйте в удовольствие и с радостью!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Развивающие игры с матрёшками

Если в доме есть дети, то развивающие игры с матрешками станут каждодневной традицией. С матрешками любят играть и совсем малыши, и детки постарше. В каждую матрешку (кроме самой маленькой) можно вставить куклу меньшего размера. Все наборы кукол уникальны, они могут различаться нарядами, внешним видом. Матрешки бывают не только в классическом варианте (девушки или дети). Есть серии матрешек, изображающих животных, известных героев сказок, богатырей – можно выбрать матрешку на любой вкус!

Подробнее

Сказка о том, как встретились Новый год и Старый Новый год

Старый Новый год уже на пороге. Детям, наверняка, будет интересно узнать, почему существуют два праздника с практически одинаковыми названиями и чем они отличаются друг от друга? Можно преподнести им эту информацию в виде вот такой вот новогодней сказки.

Подробнее

Знакомство детей со странами мира

Мы уже познакомились с шестью континентами, узнали их отличительные особенности. Страны мира для детей – следующая ступень, которая откроет новые знания.
Давайте посмотрим на глобус. Каждый континент состоит из множества маленьких разноцветных кусочков – отдельных стран. Их все не сосчитать!

Подробнее

Занимательные игры с песком

Не всегда погода позволяет посидеть песочнице, а вот дома можно поиграть в любое время, и наши игры с песком помогут Вам не заскучать в дождливые дни. Для большей части игр подойдет обычный песок, а для лепки лучше использовать кинетический.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв