География для детей. Материки

География для детей. Материки
География для детей. Материки
Наш мир огромный и удивительный! Его населят миллионы людей. Все они живут в разных уголках земного шара. Материки для детей – это тема сложная и новая. Что такое материк? Сколько их? Кто там обитает? Давайте разбираться.
Рассмотрите с малышом глобус, покрутите в руках, поясните, что это модель нашей Земли. Так она выглядит, если смотреть на нее из космоса.
Подробнее читайте в статье Планета Земля - объяснения для детей

Материки – объяснение для детей

Наша планета Земля, красивая, разноцветная. Больше всего на ней голубого цвета! Ее даже называют голубой планетой! На Земле много воды: океаны, моря, реки, озера…Посмотри, вода окружает маленькие и большие кусочки суши (они желтого, коричневого и зеленого цвета). Маленькие кусочки суши – это острова, а большие – это материки.
Материки – огромные участки суши на планете Земля, со всех сторон окруженные водой: морями и океанами.
Дотроньтесь пальчиком крохи до материков, назовите их: Евразия (самый большой), Африка (самый жаркий), Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания (самый маленький), Антарктида (огромный ледник).
Вырежьте материки из вспененной цветной бумаги и разложите в тазике с водой в соответствии с картой. Они будут держаться на поверхности. Таким образом Вы наглядно продемонстрируете, что такое материк, окруженный водой.

Аппликация «Евразия»

Давайте сделаем аппликацию c самым большим материком – Евразией.
Рассмотрите Евразию на глобусе или карте, обведите материк пальчиком малыша.
  • Распечатайте раскраску с изображением Евразии, вырежьте материк.
  • Дайте крохе поиграть с водичкой, опишите ее (жидкая, льется, прозрачная). Скажите, что в больших водоемах вода – голубоватая (в море отражается небо, растения и микроорганизмы также слегка окрашивают воду).
  • Раскрасьте альбомный лист синим цветом (это будут моря и океаны). Можно смешать белую и синюю краску – тогда получится приятный голубой цвет.
  • Дайте краске высохнуть, после чего приклейте на лист материк.
  • Намажьте материк при помощи кисточки клеем «ПВА».
  • Воссоздайте на материке сушу. Это можно сделать при помощи различных природных материалов (трава, песок, горстка сухой земли, мелкие камешки, кусочек мха, сухая зелень типа укропа). В процессе поясняйте: «Камешки – это горы, мох, укроп – это травка, песок – пустыня, земля – это почва».


Если природных материалов под рукой нет, то сделайте обрывную аппликацию. Материк обклейте желтыми, коричневыми, зелеными кусочками бумаги, а воду вокруг него – синими.
ВАЖНО!
  • Занятия с детьми до трех лет должны длиться не более 10 минут, чтобы не перегружать их.
  • В первый день можно просто попутешествовать по материкам и произносить их названия.
  • Желательно каждому материку посвятить отдельное занятие, чтобы малыш усвоил материал.
  • Рассказывайте просто, емко, эмоционально.
  • Используйте наглядные пособия: глобус/карта мира, карточки с животными разных стран, магнитные картинки, настольные игры, пазлы.
  • Карта мира должна быть крупной, чтобы крохе было удобно ее рассматривать. Оптимальный вариант – карта на стене, на которой будет изображен дополнительно животный и растительный мир.

«Путешествие» по странам мира

Гораздо интереснее не просто показать пальцем на материк, а представлять, что вы с малышом туда долетели, доехали или доплыли (используйте любой игрушечный транспорт). Можно взять с собой в путешествие любимую игрушку, например, человечка из лего. Поехали?

Евразия

Отправляемся в Евразию на поезде вместе с игрушкой, от лица которой будет вестись повествование (зачитываем отрывок из стихотворения Людмилы Громовой):

      Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!
Рассказ от лица игрушки:

«Ого! Какая Евразия огромная! Это самый большой материк. Он окружен со всех сторон морями и океанами. Тут очень красивая природа! Есть и леса, и поля, и высокие горы, и даже ледяные пустыни! Давай везде прокатимся! Вот тут мне жарко, а тут очень холодно! Это Север! Хорошо белым мишкам, песцам, оленям. У них теплая шубка – они не мерзнут.
В Европе, в лесу, живут бурый мишка, белка, волк, мышь, лось, бурундук, разные птицы. У некоторых животных (лисица, куница, косуля, ласка, заяц) ценный мех, из которого делают шубки.  А в Азии не просто леса, а еще и горы. Здесь обитает черный гималайский медведь, в бамбуковых зарослях – забавный мишка панда. А знаешь, какой самый опасный хищник? Тигр! Его все боятся" (рассказываем, что хищники питаются мясом, а травоядные – растениями, фруктами).

Варианты заданий:
  1. Найдите среди различных игрушечных животных тех, которые обитают в лесу (медведь, заяц, лиса, волк и пр.).
  2. Спрячьте зайку от лисы в лесу (за игрушечными деревьями).
  3. Сравните медведей, которые обитают в Евразии (бурый, белый, гималайский, панду). Чем они отличаются друг от друга? Где живут?

Африка

Отправляемся в Африку на самолете. Рассказ от лица игрушки:

«А вот и Африка! Как же тут жарко! В Африке сухо и редко идут дожди. У жителей Африки (показываем картинку) черный цвет кожи, потому солнышко жаркое, и так их кожа защищается от него. В Африке не бывает снега. Африканцы любят яркие и необычные наряды. Они украшают себя перьями, лентами, бусами. В Африке обитают слоны, жирафы, бегемоты, верблюды леопарды, зебры, обезьяны, львы, крокодилы, страусы. Тут растут колючие кустарники, пальмы. А сколько в Африке вкусных фруктов: бананы, ананасы, инжир и пр.!»

Варианты заданий:
  1. Нарядитесь в жителей Африки. Можно использовать бусы из домашнего арсенала или сделать их самостоятельно. Покрасьте перья-макароны в разные цвета, высушите и наденьте на леску. Потанцуйте под песенку «Чунга-чанга».
  2. Достаньте имеющихся африканских игрушечных травоядных животных, покормите (например, угостите обезьянку бананами, бегемота – травкой).
  3. Прокатите игрушечного человечка на слоне или верблюде.
  4. Прочитайте и обсудите сказку Чуковского «Айболит»

Северная Америка

На машине отправляемся в Северную Америку (показываем картинки с коренными жителями: индейцами, эскимосами).
Рассказ от лица игрушки:

«Северная Америка такая разная: тут льды и холодно, а тут – жаркие тропические леса с пальмами. На этом материке много гор, озер, а еще тут добывают полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это богатства, которые создает сама природа, они находятся в земле. Люди их добывают и используют (нефть, природный газ, уголь).
В лесах живут куницы, волки, рыси, норки, бурые медведи и др., в тундре – белые медведи, северные олени.
В Арктике живут эскимосы, они делают постройки из ледяных блоков (иглу). На Севере очень холодно и всегда лежит снег. У жителей узкие глаза, чтобы не попадал ветер, и чтобы солнышко не светило в глаза (оно отражается от снега и слепит). Кто же тут обитает? Белый медведь, северный олень, морж, песец, морской котик».

Варианты заданий:
  1. Сделайте головной убор индейцев (из картона и цветных перьев), поиграйте в магнитную рыбалку.
  2. Сделайте из небольших палочек шалаш вигвам (скрепите веревкой сверху).
  3. Постройте из кубиков сахара рафинада иглу для эскимоса.
  4. Поиграйте в добычу полезных ископаемых: заройте в тазике с песком черные пуговицы или кусочки пластилина, а затем отыщите.

Южная Америка

И снова летим на самолете! (коренные жители: темнокожие индейцы)
Рассказ от лица игрушки: 

 «Этот материк окружен водой со всех сторон! Южная Америка – родина какао-деревьев. Ты любишь какао? Это очень вкусный и сладкий напиток! На материке находится самый высокий в мире водопад – Анхель, а также самая большая река в мире – Амазонка. Покажи, какой высокий водопад (руки поднимаем вверх), а какая блинная река (руки в стороны). В амазонке обитают кайманы (они похожи на крокодилов). В Южной Америке обитают Страус Нанду, тукан, муравьед, ягуар, броненосец, ленивец. Самая маленькая птичка – колибри, а самая большая змея – анаконда».

Варианты заданий:
  1. Поиграйте в игру «Быстро-медленно». Пусть малыш изображает то быстрого ягуара (совершает прыжки вперед), то медлительного ленивца (медленно ползает).
  2. Поиграйте в муравьедов. Сделайте длинный нос из скрученного или склеенного листа картона/втулки от салфеток и отправляйтесь на поиски муравьев. Муравьев можно вырезать из бумаги/распечатать и спрятать в различных местах дома. Найдя добычу, нужно коснуться ее носом и максимально высунуть язык, изображая ее поедание.
  3. Поиграйте в игру «большой-маленький». При фразе «маленькая колибри» – присаживайтесь и машите руками, а при фразе «большой тукан» – вставайте и складывайте ладони в виде клюва.
  4. Изобразите ладонями раскрытую пасть каймана. Задача малыша убрать пальчик прежде, чем вы захлопнется «пасть».

Австралия

Плывем на корабле в Австралию.
Рассказ от лица игрушки:

«Австралия – самый маленький материк, похож на остров. Цвет земли в этой стране – красноватый, потому что вокруг много пустынь, но мало лесов. Австралия – солнечная страна, в которой редко идут дожди. Когда в нашей стране зима, в Австралии лето. Новый год жители встречают на пляжах. Животные Австралии удивительные и необычные: кенгуру, утконосы, коалы, страус Эму, попугай, разнообразные пауки, ядовитые змеи».

Варианты заданий:
  1.  Поиграйте в логоритмическую игру, повторяйте движения:

    В самолет я сяду в среду (машем руками.)
    И в Австралию поеду! (машем руками, изображая полет)
    Поиграю с кенгуру (складываем руки в замок.)
    В интересную игру! (хлопаем в ладоши)
    Мышцы вместе покачаем, (сгибаем и разгибаем руки)
    Попугаев погоняем! (сжимаем/разжимаем кулаки.)
    По тропинкам мы поскачем, (хлопаем ладошками по коленям)
    Как прыгучий звонкий мячик! (прыгаем),
    Мы коалу навестим – эвкалиптом угостим (выставляем вперед ладошки)
    Всем помашем мы рукой (машем рукой)
    И отправимся домой (руки в стороны).

  2. Сделайте поделку «ехидна» (распечатайте картинку, прилепите пластилиновые иголочки).
  3. Соедините руки в замок, вложите игрушку и пропрыгайте с ней через препятствия из 1 конца комнаты в другой, словно кенгуру.

Антарктида

Наш корабль отправляется в Антарктиду.
Рассказ от лица игрушки:

«Как же холодно! Это самый белый и холодный материк, на котором есть айсберги, льдины. Его называют «холодильник Земли». Люди тут не живут, но зато работают ученые. В Антарктиде обитают пингвины, морской лев, морской слон, касатка. Пингвины такие забавные и неуклюжие. Они смешно и вперевалку ходят, зато очень быстро скатываются на брюшке по льду».

Варианты заданий:
Сделайте сенсорную коробку «Антарктида» (налейте в емкость воду, поместите туда фигурки подходящих животных, разложите замороженный лед, сделайте искусственный снег/снег из манки, крупы и пр.).

Рекомендуем:
1. Животный и растительный мир Земли. Детская карта. Издательство «Гений-пресс».
2. Географический атлас: Мир и Человек. Издательство «Ди Эм Би».
3. Мой первый атлас мира с наклейками. Страны. «Издательство Геоцентр».

Вот и закончилось наше путешествие с детьми по материкам мира. Изучение географии – долгий и увлекательный путь. Каждый день можно открывать что-то новое и интересное. Пусть каждое открытие дарит малышу радость и пробуждает в нем интерес к миру.




Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Игры с карточками для детей

Карточки – полезное развивающее пособие! В предыдущей статье «Карточки для малышей» мы узнали, что существует множество тематик карточек, рассмотрели популярные Издательства.  Настало время рассказать про игры с карточками для детей.
Наши игры по силам даже неговорящим малышам. Главное, чтобы они умели показывать пальчиком.

Подробнее

Цветные опыты для малышей

Хотите окунуться в мир волшебства и превращений? Предлагаем Вашему вниманию цветные опыты для малышей! Существуют такие вещества, которые меняют цвет в кислоте и в щелочи. Называются они индикаторы. Для ребенка это слово новое и сложное. Его суть он поймет несколькими годами позже, а пока ему достаточно просто увидеть первые химические опыты с изменением цвета и восхититься этим маленьким чудом!

Подробнее

Игры на мышление для детей

Ребенок наблюдает за взрослыми, изучает окружающие предметы, сравнивает их, учится ими манипулировать. Постепенно он приобретает опыт, который дает ему понимание тех или иных процессов. Игры на мышление помогают малышу развивать интеллектуальные способности и познавать мир в увлекательной форме.

Подробнее

Логопедические игры для детей 2-3 лет

Помочь ребенку «разговориться» могут и сами родители, ведь именно им кроха всецело доверяет. Логопедические игры для детей 2-3 лет способствуют становлению речи и побуждают их использовать накопленный пассивный запас слов.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв