География для детей. Материки

География для детей. Материки
География для детей. Материки
Наш мир огромный и удивительный! Его населят миллионы людей. Все они живут в разных уголках земного шара. Материки для детей – это тема сложная и новая. Что такое материк? Сколько их? Кто там обитает? Давайте разбираться.
Рассмотрите с малышом глобус, покрутите в руках, поясните, что это модель нашей Земли. Так она выглядит, если смотреть на нее из космоса.
Подробнее читайте в статье Планета Земля - объяснения для детей

Материки – объяснение для детей

Наша планета Земля, красивая, разноцветная. Больше всего на ней голубого цвета! Ее даже называют голубой планетой! На Земле много воды: океаны, моря, реки, озера…Посмотри, вода окружает маленькие и большие кусочки суши (они желтого, коричневого и зеленого цвета). Маленькие кусочки суши – это острова, а большие – это материки.
Материки – огромные участки суши на планете Земля, со всех сторон окруженные водой: морями и океанами.
Дотроньтесь пальчиком крохи до материков, назовите их: Евразия (самый большой), Африка (самый жаркий), Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания (самый маленький), Антарктида (огромный ледник).
Вырежьте материки из вспененной цветной бумаги и разложите в тазике с водой в соответствии с картой. Они будут держаться на поверхности. Таким образом Вы наглядно продемонстрируете, что такое материк, окруженный водой.

Аппликация «Евразия»

Давайте сделаем аппликацию c самым большим материком – Евразией.
Рассмотрите Евразию на глобусе или карте, обведите материк пальчиком малыша.
  • Распечатайте раскраску с изображением Евразии, вырежьте материк.
  • Дайте крохе поиграть с водичкой, опишите ее (жидкая, льется, прозрачная). Скажите, что в больших водоемах вода – голубоватая (в море отражается небо, растения и микроорганизмы также слегка окрашивают воду).
  • Раскрасьте альбомный лист синим цветом (это будут моря и океаны). Можно смешать белую и синюю краску – тогда получится приятный голубой цвет.
  • Дайте краске высохнуть, после чего приклейте на лист материк.
  • Намажьте материк при помощи кисточки клеем «ПВА».
  • Воссоздайте на материке сушу. Это можно сделать при помощи различных природных материалов (трава, песок, горстка сухой земли, мелкие камешки, кусочек мха, сухая зелень типа укропа). В процессе поясняйте: «Камешки – это горы, мох, укроп – это травка, песок – пустыня, земля – это почва».


Если природных материалов под рукой нет, то сделайте обрывную аппликацию. Материк обклейте желтыми, коричневыми, зелеными кусочками бумаги, а воду вокруг него – синими.
ВАЖНО!
  • Занятия с детьми до трех лет должны длиться не более 10 минут, чтобы не перегружать их.
  • В первый день можно просто попутешествовать по материкам и произносить их названия.
  • Желательно каждому материку посвятить отдельное занятие, чтобы малыш усвоил материал.
  • Рассказывайте просто, емко, эмоционально.
  • Используйте наглядные пособия: глобус/карта мира, карточки с животными разных стран, магнитные картинки, настольные игры, пазлы.
  • Карта мира должна быть крупной, чтобы крохе было удобно ее рассматривать. Оптимальный вариант – карта на стене, на которой будет изображен дополнительно животный и растительный мир.

«Путешествие» по странам мира

Гораздо интереснее не просто показать пальцем на материк, а представлять, что вы с малышом туда долетели, доехали или доплыли (используйте любой игрушечный транспорт). Можно взять с собой в путешествие любимую игрушку, например, человечка из лего. Поехали?

Евразия

Отправляемся в Евразию на поезде вместе с игрушкой, от лица которой будет вестись повествование (зачитываем отрывок из стихотворения Людмилы Громовой):

      Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!
Рассказ от лица игрушки:

«Ого! Какая Евразия огромная! Это самый большой материк. Он окружен со всех сторон морями и океанами. Тут очень красивая природа! Есть и леса, и поля, и высокие горы, и даже ледяные пустыни! Давай везде прокатимся! Вот тут мне жарко, а тут очень холодно! Это Север! Хорошо белым мишкам, песцам, оленям. У них теплая шубка – они не мерзнут.
В Европе, в лесу, живут бурый мишка, белка, волк, мышь, лось, бурундук, разные птицы. У некоторых животных (лисица, куница, косуля, ласка, заяц) ценный мех, из которого делают шубки.  А в Азии не просто леса, а еще и горы. Здесь обитает черный гималайский медведь, в бамбуковых зарослях – забавный мишка панда. А знаешь, какой самый опасный хищник? Тигр! Его все боятся" (рассказываем, что хищники питаются мясом, а травоядные – растениями, фруктами).

Варианты заданий:
  1. Найдите среди различных игрушечных животных тех, которые обитают в лесу (медведь, заяц, лиса, волк и пр.).
  2. Спрячьте зайку от лисы в лесу (за игрушечными деревьями).
  3. Сравните медведей, которые обитают в Евразии (бурый, белый, гималайский, панду). Чем они отличаются друг от друга? Где живут?

Африка

Отправляемся в Африку на самолете. Рассказ от лица игрушки:

«А вот и Африка! Как же тут жарко! В Африке сухо и редко идут дожди. У жителей Африки (показываем картинку) черный цвет кожи, потому солнышко жаркое, и так их кожа защищается от него. В Африке не бывает снега. Африканцы любят яркие и необычные наряды. Они украшают себя перьями, лентами, бусами. В Африке обитают слоны, жирафы, бегемоты, верблюды леопарды, зебры, обезьяны, львы, крокодилы, страусы. Тут растут колючие кустарники, пальмы. А сколько в Африке вкусных фруктов: бананы, ананасы, инжир и пр.!»

Варианты заданий:
  1. Нарядитесь в жителей Африки. Можно использовать бусы из домашнего арсенала или сделать их самостоятельно. Покрасьте перья-макароны в разные цвета, высушите и наденьте на леску. Потанцуйте под песенку «Чунга-чанга».
  2. Достаньте имеющихся африканских игрушечных травоядных животных, покормите (например, угостите обезьянку бананами, бегемота – травкой).
  3. Прокатите игрушечного человечка на слоне или верблюде.
  4. Прочитайте и обсудите сказку Чуковского «Айболит»

Северная Америка

На машине отправляемся в Северную Америку (показываем картинки с коренными жителями: индейцами, эскимосами).
Рассказ от лица игрушки:

«Северная Америка такая разная: тут льды и холодно, а тут – жаркие тропические леса с пальмами. На этом материке много гор, озер, а еще тут добывают полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это богатства, которые создает сама природа, они находятся в земле. Люди их добывают и используют (нефть, природный газ, уголь).
В лесах живут куницы, волки, рыси, норки, бурые медведи и др., в тундре – белые медведи, северные олени.
В Арктике живут эскимосы, они делают постройки из ледяных блоков (иглу). На Севере очень холодно и всегда лежит снег. У жителей узкие глаза, чтобы не попадал ветер, и чтобы солнышко не светило в глаза (оно отражается от снега и слепит). Кто же тут обитает? Белый медведь, северный олень, морж, песец, морской котик».

Варианты заданий:
  1. Сделайте головной убор индейцев (из картона и цветных перьев), поиграйте в магнитную рыбалку.
  2. Сделайте из небольших палочек шалаш вигвам (скрепите веревкой сверху).
  3. Постройте из кубиков сахара рафинада иглу для эскимоса.
  4. Поиграйте в добычу полезных ископаемых: заройте в тазике с песком черные пуговицы или кусочки пластилина, а затем отыщите.

Южная Америка

И снова летим на самолете! (коренные жители: темнокожие индейцы)
Рассказ от лица игрушки: 

 «Этот материк окружен водой со всех сторон! Южная Америка – родина какао-деревьев. Ты любишь какао? Это очень вкусный и сладкий напиток! На материке находится самый высокий в мире водопад – Анхель, а также самая большая река в мире – Амазонка. Покажи, какой высокий водопад (руки поднимаем вверх), а какая блинная река (руки в стороны). В амазонке обитают кайманы (они похожи на крокодилов). В Южной Америке обитают Страус Нанду, тукан, муравьед, ягуар, броненосец, ленивец. Самая маленькая птичка – колибри, а самая большая змея – анаконда».

Варианты заданий:
  1. Поиграйте в игру «Быстро-медленно». Пусть малыш изображает то быстрого ягуара (совершает прыжки вперед), то медлительного ленивца (медленно ползает).
  2. Поиграйте в муравьедов. Сделайте длинный нос из скрученного или склеенного листа картона/втулки от салфеток и отправляйтесь на поиски муравьев. Муравьев можно вырезать из бумаги/распечатать и спрятать в различных местах дома. Найдя добычу, нужно коснуться ее носом и максимально высунуть язык, изображая ее поедание.
  3. Поиграйте в игру «большой-маленький». При фразе «маленькая колибри» – присаживайтесь и машите руками, а при фразе «большой тукан» – вставайте и складывайте ладони в виде клюва.
  4. Изобразите ладонями раскрытую пасть каймана. Задача малыша убрать пальчик прежде, чем вы захлопнется «пасть».

Австралия

Плывем на корабле в Австралию.
Рассказ от лица игрушки:

«Австралия – самый маленький материк, похож на остров. Цвет земли в этой стране – красноватый, потому что вокруг много пустынь, но мало лесов. Австралия – солнечная страна, в которой редко идут дожди. Когда в нашей стране зима, в Австралии лето. Новый год жители встречают на пляжах. Животные Австралии удивительные и необычные: кенгуру, утконосы, коалы, страус Эму, попугай, разнообразные пауки, ядовитые змеи».

Варианты заданий:
  1.  Поиграйте в логоритмическую игру, повторяйте движения:

    В самолет я сяду в среду (машем руками.)
    И в Австралию поеду! (машем руками, изображая полет)
    Поиграю с кенгуру (складываем руки в замок.)
    В интересную игру! (хлопаем в ладоши)
    Мышцы вместе покачаем, (сгибаем и разгибаем руки)
    Попугаев погоняем! (сжимаем/разжимаем кулаки.)
    По тропинкам мы поскачем, (хлопаем ладошками по коленям)
    Как прыгучий звонкий мячик! (прыгаем),
    Мы коалу навестим – эвкалиптом угостим (выставляем вперед ладошки)
    Всем помашем мы рукой (машем рукой)
    И отправимся домой (руки в стороны).

  2. Сделайте поделку «ехидна» (распечатайте картинку, прилепите пластилиновые иголочки).
  3. Соедините руки в замок, вложите игрушку и пропрыгайте с ней через препятствия из 1 конца комнаты в другой, словно кенгуру.

Антарктида

Наш корабль отправляется в Антарктиду.
Рассказ от лица игрушки:

«Как же холодно! Это самый белый и холодный материк, на котором есть айсберги, льдины. Его называют «холодильник Земли». Люди тут не живут, но зато работают ученые. В Антарктиде обитают пингвины, морской лев, морской слон, касатка. Пингвины такие забавные и неуклюжие. Они смешно и вперевалку ходят, зато очень быстро скатываются на брюшке по льду».

Варианты заданий:
Сделайте сенсорную коробку «Антарктида» (налейте в емкость воду, поместите туда фигурки подходящих животных, разложите замороженный лед, сделайте искусственный снег/снег из манки, крупы и пр.).

Рекомендуем:
1. Животный и растительный мир Земли. Детская карта. Издательство «Гений-пресс».
2. Географический атлас: Мир и Человек. Издательство «Ди Эм Би».
3. Мой первый атлас мира с наклейками. Страны. «Издательство Геоцентр».

Вот и закончилось наше путешествие с детьми по материкам мира. Изучение географии – долгий и увлекательный путь. Каждый день можно открывать что-то новое и интересное. Пусть каждое открытие дарит малышу радость и пробуждает в нем интерес к миру.




Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Развивающая среда. Что же это?

Наверняка вы слышали о пользе развивающей среды для развития малыша. Давайте попробуем детально разобраться, что же это такое и как реализовать её в домашних условиях.

Подробнее

Учим цифры с малышами

Мы учим цифры с малышами с самого раннего возраста, а между тем заучивание цифр – это непростая задача для ребенка. Чтобы добиться результата, родителям нужно запастись терпением и быть максимально лояльными. Для начала давайте разберемся, в чем разница между цифрами и числами?

Подробнее

Первая книга малыша от 6 месяцев до 3 лет

Родители рассказывают своему чаду обо всем вокруг, показывают первые картинки. И вот уже на полке красуется первая книга малыша.  Ее покупка – это знаменательное событие в семье. Какую книгу выбрать? С какого возраста начинать читать? Сколько времени посвятить этому процессу? На эти и многие другие вопросы ответит наша статья.

Подробнее

Методика раннего развития Глена Домана

Когда американский врач-физиотерапевт Глен Доман в пятидесятых годах двадцатого века предложил свою методику раннего развития, это стало настоящим прорывом в области раннего развития детей.

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв