Эмоционально развитие в 2-3 года

Эмоционально развитие в 2-3 года
Эмоционально развитие в 2-3 года
Эмоциональная сфера тесно связана с психическим и физическим развитием. Она влияет на жизнь, характер, отношения с окружающими. С самого рождения кроха погружается в мир неизведанных эмоций. Эмоциональное развитие в 2 – 3 года набирает обороты: малыш еще не умеет распознавать и контролировать эмоции, но вынужден проживать каждую из них. Если он чего-то хочет, то это нужно ему здесь и сейчас, если расстраивается или пугается – он будет рыдать, если сердится – будет проявлять агрессию. Ребенком правят не мысли, а чувства, которые находятся в «лимбической системе» или «внутреннем» мозге.
Лимбическая система – термин, введенный Полом Д. Маклином в 1952 году.
Психолог Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребенком трудно» называет лимбическую систему «эмоциональным мозгом». Именно он отвечает за чувства, отношения и все-все, что происходит в душе у человека. В нем хранится в том числе и привязанность.
Детские чувства не поддаются логике, иногда они иррациональны. Например, бесполезно взывать к логике и здравому смыслу, если ребенок боится Бабайку.

Эмоциональное развитие детей от года до трех

Эмоции детей – яркие, сильные, бурные, неустойчивые, кратковременные. Взрослый человек не всегда может совладать с собой – что уж говорить о крохе. Он поддается эмоциям и полностью в них погружается. Одни эмоции приходят на смену другим, причем происходит это моментально: только что малыш горько плакал, и вот он уже заливисто смеется.
Давайте проследим, как протекает эмоциональное развитие от 1 года до 3 лет.

Эмоции детей до года

Для самых маленьких деток характерно эмоциональное возбуждение, впечатлительность. Они реагируют на внешнюю среду, на какой-то дискомфорт. Они не умеют словесно выражать свои эмоции, поэтому плач – единственный доступный «инструмент».
Эмоции основаны на подражании взрослому (улыбка маме в ответ на нежное обращение, радостное гуление в ответ на «козу-козу»).
Важно!
• Взаимодействовать с малышом, уделять ему внимание, быть позитивным, доброжелательным, ласковым, снисходительным и терпеливым.
• Обеспечить максимальный комфорт (правильное укладывание, кормление, аккуратное переодевание, минимум резких движений).
• Развивать эмоциональную сферу: играть в пальчиковые игры, тактильные/массажные игры, читать стишки, прибаутки, потешки, петь песенки.
• Показывать разнообразные эмоции при помощи мимики.

Эмоции детей 1-2 лет

В этом возрасте во главе угла – предметная деятельность, двигательная активность. Интерес ребенка к окружающему миру велик, но способности ограничены. Он реагирует не только на предмет, но и на результаты взаимодействия с ним, проявляет эмоциональную заинтересованность. Малыш переживает и нервничает, когда у него что-то не получается (например, бросает игрушки), проявляет такие эмоции, как огорчение, раздражение, негодование. Успех вызывает положительные эмоции (радость, смех, восторг).
Крохе важно получить одобрение родителей. Одобрение – это не просто слова, это еще жесты, мимика, интонация, определенные действия. Сначала ребенок реагирует именно на них, но со временем он начинает понимать суть сказанного. Постепенно растет потребность в похвале и положительной оценке. Именно родители своими оценками формируют чувства гордости, стыда. Любые реакции родителей влияют на поведение их чада. Видя реальный испуг в глазах мамы кроха понимает, что нельзя трогать розетку. Если мама ругается нарочито сердито, малыш может специально делать то, что нельзя (например, лезть в мусорное ведро) и демонстрировать при этом бурную радость. Паника мамы заставляет его нервничать. Например, безобидное падение ребенка может привести к длительному плачу, если мама слишком эмоционально на него среагировала.
Кроха может нервничать и беспокоиться в присутствии других взрослых и детей, поскольку незнакомые люди вызывают чувство опасения.
Если потребности малыша (двигательная, познавательная) удовлетворены, он весел и доволен.
Важно!
• Помогать крохе, когда он в этом нуждается.
• Поощрять самостоятельность, показывать свое одобрение.
• Не стыдить ребенка по мелочам (описанные штанишки, пролитый компот).
• Играть в сюжетные игры, обеспечивать двигательную активность.
• Озвучивать свои эмоции относительно действий ребенка («Ты отлично справился! Я очень рада!»).
• Сохранять спокойствие, быть последовательным.


Эмоции детей в 2-3 года

В 2 года начинает зарождаться самосознание. Кроха показывает на себя пальчиком в зеркале, узнает, улыбается отражению. Сначала он обращается к себе в 3 лице (по имени), а потом при помощи местоимения «Я». В этом возрасте появляется желание безусловного принятия («я хороший»), зарождается потребность в активном сотрудничестве, в эмоциональном общении. Малыш ходит за взрослым хвостиком и требует стопроцентного к себе внимания, он хочет, чтобы с ним играли, хочет совместно решать важные для него задачи. При этом одно желание может сменять другое. Неполучение желаемого приводит к капризам. Происходит это не из-за вредности, а из-за отсутствия самоконтроля (ребенок не умеет сдерживать свои эмоциональные порывы). Плюс ко всему чадо проверяет границы дозволенного, смотрит на реакцию взрослого.

Важно!
• Не игнорировать ребенка, уделять ему внимание, играть в сюжетные игры.
• Делать что-то вместе, давать посильные поручения, хвалить.
• Переключать внимание ребенка с одной деятельности на другую, если он капризничает.
• Мягко устанавливать границы дозволенного. Спокойно проговаривать, что делать можно, а что нельзя.
К 3 годам сюжетные игры выходят на первый план. Кроха эмоционально реагирует на игру, на происходящее в ней, может пожалеть лялю, погрозить пальчиком злодею, поделиться игрушкой.
Совместные игры детей кратковременны. В основном они вместе бегают, прыгают, визжат. Это тоже важно, ведь ребенок видит эмоции других детей, «ловит» нужную эмоциональную волну. В 2-3 года имеет место агрессия по отношению к другим детям, ярко проявляется чувство собственничества. Малышом движут его собственные интересы, желания. Проявляются такие эмоции, как ревность, зависть, соперничество, обида, симпатия. Жажда родительского внимания достигает своего пика. Привязанность, любовь становятся более глубокими, осмысленными. Учащаются эмоциональные всплески, когда что-то не получается. Ребенок остро нуждается в помощи взрослого. Порой, он не может разобраться в своих чувствах и желаниях – отсюда истерики.
К трем годам формируются эстетические чувства, чувство прекрасного (малышу нравится определенная музыка, одежда, игрушки, запахи).
Кризис 3 лет
В три года наступает период, когда кроха начинает осознавать себя и стремиться к самостоятельности («Я сам»), появляется завышенная самооценка, уверенность в своих силах. Ребенок в это период учится понимать свои эмоции, хотя еще не умеет их контролировать.
Важно!
• Анализировать ситуации, комментировать все, что происходит между детьми, учить разрешать конфликты мирным путем.
• Адекватно реагировать на истерики, не применять физическую силу.
• Озвучивать эмоции: «Я вижу, что ты устал». «Ты рассердился, я тебя понимаю».
• Проявлять эмпатию (внимание к чужим чувствам). Эмпатия порождает эмпатию. Видя пример родителей, кроха учится понимать чувства других людей, сопереживать им (делиться игрушками, утешать и пр.)

То, что ребенок проявляет отрицательные эмоции: хнычет, капризничает, злится – это нормально, однако если такое поведение постоянно, стоит задуматься? Все ли хорошо в семье? Благоприятные ли условия для малыша? Возможно, имеет место перенапряжение.
Иди же кроха привлекает к себе внимание таким образом, потому что недополучает внимания мамы

Не бывает удобных детей. Все дети периодами капризничают, плохо себя ведут. Концентрируйтесь на позитивных моментах, на хорошем поведении. Хвалите ребенка почаще.


Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?

  • Доброжелательная обстановка в семье. Если члены семьи поддерживают друг друга, терпимо и с пониманием относятся к эмоциям друг друга, то и ребенок учится тому же.
  • Отсутствие запрета на эмоции. Многие представители старшего поколения твердили, что «мальчики не плачут». Подобные установки давно неактуальны. Если мы хотим вырастить цельную, уверенную в себе личность, мы не должны обесценивать ее. Малыш имеет право прожить каждую свою эмоцию, осознать ее, и только потом уже учиться контролировать.
  • Эмоциональная стабильность родителей. Взрослые на то и взрослые, чтобы уметь контролировать свои эмоции. Если мама кричит, а через минуту бросается обнимать ребенка, то и он может демонстрировать подобные «эмоциональные качели». Мама должна быть предсказуемой для малыша. И, конечно же, он не должен ее бояться.
  • Правильный режим дня. Соблюдение режима – важный момент в жизни дошколят. Если режим «скачет», то это отражается и на поведении, приводит к эмоциональным срывам. Дети очень возбудимы. Любые поездки, внеплановые события влияют на их настроение и поведение.
  • Система ритуалов. Ритуалы помогают малышу ощущать спокойствие, стабильность. Дети с опаской относятся к переменам, могут нервничать, капризничать, поэтому важно иметь ритуалы, которые приносят крохе радость.
  • Единый подход к воспитанию со стороны родителей. Если мама с папой не могут прийти к единому мнению относительно воспитания ребенка и демонстрируют это ему, это отражается на его эмоциональном состоянии. Важно выстроить единую гармоничную систему ценностей, правил семьи.
  • Условия для самостоятельной деятельности, игры. Ребенку важно иметь возможность познавать мир, удовлетворять свои потребности. Часто мамы нервничают, когда малыш лезет «не туда» или нарушает установленный порядок. Разумная свобода для исследования мира необходима маленькому человеку.
  • Демонстрация различных моделей поведения. Взрослый должен научить свое чадо взаимодействовать с людьми: договариваться, просить, сотрудничать, благодарить, обмениваться игрушками и пр.
  • Социализация. Общение со сверстниками помогает эмоциональному развитию.
  • Творческая деятельность. Некоторые дети выплескивают свои эмоции в творчестве. Предлагайте своему чаду почаще бумагу, краски, карандаши, тесто и предоставляйте ему свободу творчества – это расслабляет и дарит положительные эмоции.
  • Правильная похвала. Правильная похвала формирует не самолюбование, а адекватную самооценку.

      Как не надо говорить: «Ты – молодец! Ты лучше всех!» (это может привести к постоянной потребности в похвале). Как надо говорить: «Ты отлично справился! У тебя здорово получилось».


Эмоциональное развитие играет огромную роль в становлении маленькой личности. Эмоциональное благополучие, стабильность помогут сформировать самоконтроль, наладить отношения с окружающими, будут ориентировать кроху на успех.


Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Смотрите также

Сказка "Удивительное путешествие елочной игрушки"

Однажды на фабрику елочных игрушек пришло важное письмо! В нем было написано, что для самой большой ёлки в городе нужно изготовить лучшие игрушки!

Подробнее

Интерактивные мягкие игрушки. Как выбрать ту самую?

В наши дни особой популярностью у детей пользуются интерактивные мягкие игрушки. Интерактивная игрушка – это игрушка, которая взаимодействует с ребенком. Она реагирует на его действия, общается с ним и помогает познавать окружающий мир. Когда-то интерактивные игрушки были мечтой, а сейчас их выбор просто огромен!

Подробнее

Рамки-вкладыши - игрушки для раннего развития

Рамки-вкладыши – популярная игрушка в виде плоского планшета с углублениями, в которые вставляются подходящие по форме, цвету или размеру элементы.
Задача малыша – найти для каждой фигурки свое место.

Подробнее

Музыка для детей. Музыкотерапия

Каждый родитель стремится развивать свое чадо по всем направлениям.  Особую роль играет музыкальное развитие. Не зря будущим мамам советуют слушать классическую музыку, когда они вынашивают малыша. Такая музыка для детей очень полезна: она успокаивает и дарит массу положительных эмоций.  

Подробнее

Обращение в техподдержку

Выберите файл

Оставить отзыв