Домашние занятия для малышей от 0 до 4 лет
в помощь маме и папе
"Где у нас носик?" Изучаем части тела с малышами

"Где у нас носик?" Изучаем части тела с малышами

"Где у нас носик?" Изучаем части тела с малышами
Едва родившись, младенец начинает проявлять интерес к изучению себя и своего тела. Уже в 3-6 недель наступает «комплекс оживления». Кроха внимательно рассматривает окружающие предметы, близких людей, эмоционально реагирует на них, активно двигает ручками и ножками. Изучение частей тела – важнейшее занятие. Для чего мы изучаем с малышами части тела? Не только для того, чтобы он их запомнил, но и для того, чтобы почувствовать близость, ощутить безопасность, ведь мир полон неизвестности, а мамины руки дарят тепло, нежность, спокойствие.

Когда начинать изучение частей тела?


Итак, когда же начинать изучение частей тела? С самого рождения. Естественно, в полгода малыш Вам ничего не покажет, но задача состоит не в этом. На первом месте стоит тактильный контакт и совместно проведенное время. Очень важно, чтобы Вы не просто называли, что и как называется, а делали это в игровой легкодоступной форме.
Важно! В первый год жизни ребенок должен познавать мир тактильно. Советуем отдавать предпочтение живому общению, а не занятиям по карточкам. Доказано, что сенсорный опыт и общение запускают познавательный интерес.
Психолог Анна Быкова в своей книге «Развивающие занятия «ленивой мамы» писала:
«Через чувственный опыт, опираясь на зрение и осязание, он должен находить сходства и отличия. «У мамы тоже есть нос. Но он больше, чем у меня. А папин нос больше, чем у мамы. А еще у папы есть уши. Если сильно потянуть папу за уши, папа закричит, что ему больно. А если закрыть свои уши руками, что-то случится с маминым голосом» – вот это и есть познание мира, вот это и имеет отношение к развитию, это бесценный опыт, и притом бесплатный».
И с этим нельзя не согласиться.

Способы изучения частей тела

Изучать части тела можно следующими способами:
  • показывать части тела на себе;
  • показывать части тела на малыше;
  • показывать части тела на кукле;
Показывать можно по-разному:
  • своими руками показывать части тела на себе;
  • руками малыша показывать части тела на себе;
  • руками малыша дотрагиваться до его частей тела;
  • показывать части тела на других членах семьи (папе, бабушке, дедушке, братике и пр.)
Наклоняйтесь таким образом, чтобы малыш хорошо видел ваше лицо. Улыбайтесь.
Не показывайте все и сразу. Сначала покажите только нос, рот, глаза и т.д., чтобы не перегружать малыша.
Одни малыши уже к году показывают части тела, другие чуть позже демонстрируют результат. Не торопите кроху. У каждого свой уникальный темп развития.

Знакомимся с частями тела: игры для младенцев

«Приветствие»

Ручками малыша хлопаем, ножками топаем, нежно прикасаемся ко всем частям тела, напевая песенку:
Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок,
Здравствуйте глазки – ок, ок, ок,
Здравствуй мои носик – пип, пип, пип,
Здравствуй, моя сыночек/моя дочка, привет-привет!

У Екатерины Железновой есть отличная песенка «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…», в которой фигурируют различные животные и части тела.
Подобные стишки подходят и младенцам, и деткам постарше, которые уже умеют ориентироваться на слух по тексту и выполнять движения.

«Дуем и целуем»

Дуем, а потом целуем поочередно различные части тела, приговаривая.
«Баю-баюшки-баю, я тебя люблю. На носик я подую, носик поцелую. На глазки я подую, глазки поцелую» и пр.

Малышам очень нравится «ветерок».

«У кого что есть»

Показываем сначала части тела крохи, а потом свои:
«Это твои ушки, а это мои ушки». «Это твои глазки. А где мамины глазки? Вот мамины глазки?»
Привлекайте к игре всех членов семьи. Пусть ребенок видит, что у всех есть глазки, носики, ушки и пр.

«Где же ручки?»

Закрываем ладошкой различные части тела малыша и произносим:
«Где же, где же ручки? Вот они!»
«Где же, где же ножки? Вот они!»
Можно закрывать ладошками, а можно прятать под платочек и радостно находить. Прячьте поочередно то свои части тела, то части тела крохи.

«Ухвати за пальчик».

Вкладываем пальчик в ручку малыша, побуждая ухватиться за него.
Что за пальчик непослушный!
Нам поймать его так нужно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчик мы хватать».

«Веселые игры»

Важно не только называть и показывать части тела, но и показывать их «в действии». Что можно сделать с ротиком? Открыть? А с щечками? Надуть! Малышу будет интересно наблюдать за вами. Со временем в эту игру вы уже будете играть вместе.
Мы играли, мы играли, ручками махали.
Мы играли, мы играли, ножки мы сгибали.
Мы играли, мы играли, глазками моргали.
Мы играли, мы играли, носиком дышали.
Мы играли, мы играли, ротик открывали.
Мы играли, мы играли, щечки надували.
Мы играли, мы играли, ушки мы щипали.

«Язычок»

Берем кроху на руки, смотрим в глаза, читаем стишок, издавая смешные звуки:
Малышок, малышок, ротик открывай!
Язычок, язычок, ну-ка вылезай!

Потешки про части тела


Обязательно используйте в играх с малышом потешки и короткие звучные стишки. Это не только поможет ему в изучении частей тела, но и разовьет речь. Мы сделали подборку лучших стишков.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Играем с куклой
Совершаем воображаемые действия:
Моем ручки, ножки, умываем личико.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.
И. Ильина
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Игры на изучение частей тела для 1,5 - 2 лет

А вот еще несколько игр на заметку для деток постарше (1,5 – 2 лет)

Чего не хватает?

Нарисуйте лицо ребенка и вырежьте отдельно части тела и лица. Соберите вместе с крохой человечка. Затем уберите любую часть тела и спросите, чего не хватает.
«Ой, ушки пропали. Мальчик ничего не слышит»
«Ой, глазки пропали. Мальчик ничего не видит» и т.д.
Можно играть на магнитной доске (нарисовать маркером лицо и приклеить на магниты части тела) или смастерить многоразовую развивающую игрушку из фетра и липучек.

Зеркало

Сядьте с ребенком перед зеркалом. Дотрагивайтесь до разных частей тела, а он пусть повторяет.
Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай.
Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай.
Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай.
Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби.
Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, ну-ка говори (нараспев произносим гласные звуки).

Кукла

Возьмите куклу и любую другую игрушку.
Продемонстрируйте крохе, для чего нужна каждая часть тела.
Дайте кукле цветочек и спросите, чем она его будет нюхать. Конечно, носиком. Таким же образом проиграйте варианты с другими частями тела.
Спойте кукле песенку («Чем кукла будет слушать? Ушками»)
Подарите кукле подарок («Чем кукла его возьмет? Ручками»)
Кукла просит носочки («Куда их надеваем? На ножки»)
Кукла хочет спать. Уложите ее («Кукла засыпает! Что кукла закрывает? Глазки!»)

Второй вариант игры
Возьмите куклу и еще одну игрушку. Скажите, что игрушка путает части тела.
Например, пусть она показывает на глазки и спрашивает: «Это ротик?». Задача малыша поправить игрушку. Если он затрудняется дать правильный ответ, помогите ему:
«Разве глазками можно кушать? Неееет! Глазки нужны, чтобы смотреть, а ротик нужен, чтобы кушать». Угощаем куклу конфеткой и наблюдаем, как она кушает.

Изучать части тела можно не только в играх, но и при помощи творчества. Обводите ручки и ножки на ватмане, рисуйте вместе человечков по принципу «палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек», лепите из пластилина простые фигурки, делайте из спичек ручки и ножки, из бусинок – глазки, проговаривайте, что и для чего Вы делаете. И не забывайте каждый день повторять малышу, какие у него красивые глазки, какие нежные ручки, какой мягкий животик, какие сладкие щечки и т.д. Помните, важно не только дарить знания, но и демонстрировать свою любовь!

Считаете, что Вашим друзьям будет интересная эта статья? Поделитесь с ними:

Оглавление


    Смотрите также

    Праздник осени для детей 2-3 лет. Сценарий «Осень в гости к нам пришла»

    Осенний праздник для детей ежегодно проводится в каждом саду. Ваш малыш еще мал и не посещает дошкольное учреждение? Это не проблема – Вы можете организовать веселое мероприятие прямо дома! У нас есть готовый сценарий осеннего праздника, в котором Вы найдете множество простых и доступных идей!
    Подробнее

    Первые игры-ходилки для малышей

    Игры-ходилки для детей чрезвычайно полезны: они не только расширяют кругозор малыша, но и закладывают такие качества, как внимательность, усидчивость, целеустремленность, а еще они отлично развивают эмоциональную сферу, воображение, ведь в основе игры – сюжет, наполненный приключениями.
    Подробнее

    Речевое подражание. Занятия по развитию речи

    Речевое подражание – этап развития, через который проходит любой ребенок. Занятия по развитию речи помогают ускорить процесс становления речи.
    Подробнее